Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар icon

Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар



НазваниеБектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар
страница1/3
Дата конвертации11.12.2012
Размер0.59 Mb.
ТипСеминар
источник
  1   2   3



Этносаралық және конфессияаралық

толеранттылықты құру мәселелері бойынша

Аймақтық семинардың материалдар жинағы


Қостанай, 2010





Бектурганова Серик Чингисович,

заместитель акима Костанайской области


Уважаемые гости, участники семинара!


Мы рады приветствовать вас на благодатной костанайской земле, которая дала миру таких выдающихся личностей как педагог – просветитель Ибрай Алтынсарин, писатели Беимбет Майлин, Сырбай Мауленов, ярких политических деятелей Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, деятелей культуры Ильяс Омаров и других. Целинная земля прославила имена знаменитых хлеборобов Камшат Доненбаевой, Жансултана Демеева, Кабидоллы Тургунбаева, Амангельды Исакова.

Мы благодарны спикерам Регионального семинара, которые приняли приглашение и работают у нас на протяжении всего семинара. Это член Ассамблеи народа Казахстана, члена научно – экспертного Совета АНК, доктора философских наук Коченова Владимира Григорьевича, Президента ОФ «Информационно – консультативная группа «Перспектива» кандиадат психологических наук Давлетову Ажар Далабаевну, наших коллег, начальников управлений внутренней политики Северо – Казахстанской области Ерлика Борисовича Жандильдина, Акмолинской области Гульжанар Болатовну Шукееву.

На заре Независимости Казахстана главнейшими направлениями политики нашей страны были выбраны укрепление дружбы и взаимоуважения, межэтническая и межконфессиональная толерантность, которые сейчас являются основами стабильности нашего общества. Одной из стратегических целей модели Казахстана является развитие этнической самобытности и сохранение этнокультурного многообразия страны, укрепление на этой основе его престижа в мире, как региона со стабильным общественно-политическим климатом.

Сегодня Казахстан стал для мира примером сохранения согласия и единства в многонациональной и поликонфессиональной стране. Этот наш уникальный опыт является важнейшим приоритетом Казахстана в качестве председателя ОБСЕ.

Деятельность нашей страны на этом посту – это не только почетное свидетельство признания авторитета Казахстана, но и серьезная миссия по широкому распространению казахстанской модели толерантного социального развития в рамках всего евразийского континента. По инициативе Главы Государства 2010 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН «Международным годом сближения культур и цивилизаций», в этом году в Астане пройдёт саммит ОБСЕ.

Девиз, выдвинутый Президентом, стал девизом председательствования в ОБСЕ - доверие, традиции, транспарентность, толерантность. Толерантность - будет девизом и при председательствовании в Организации Исламская Конференция в 2011 году.

Гарантированные Конституцией и подтвержденные самой жизнь равные права всех этносов Казахстана дают возможность всем гражданам, вне зависимости от их национальной, религиозной и социальной принадлежности проявлять свою гражданственность, участвуя в экономической, политической, социальной и культурной жизни страны.

Основополагающий принцип нашей Конституции, пятнадцатилетие которой мы отмечаем в этом году: «Мы – народ Казахстана». Глава нашего государства справедливо заметил, что единство Казахстана – это не благодать, посланная свыше. Ошибочно полагать, что оно само собой сложится. Процесс межконфессионального, межнационального диалога нужно постоянно совершенствовать.

В нынешнем году Ассамблея народа Казахстана отмечает свой юбилей – 15 лет. За этот период Ассамблея получила достойное институциональное наполнение, накопила консолидирующий и интеллектуальный потенциал, трансформировавшись в институт народной дипломатии.

Сейчас в Казахстане существуют все возможности и условия для того, чтобы главным регулятором в системе межэтнических отношений выступало гражданское общество. А это значит, что роль Ассамблеи народа Казахстана, которая сейчас является конституционным органом, возрастает.

Многообразные духовно-национальные интересы и конституционные права костанайцев обеспечивают Ассамблея народа Казахстана, этноориентированные и религиозные объединения, действующие на территории области.

Костанайская область - приграничный регион, который во многом специфичен своей полиэтничностью и поликонфессиональностью, на территории области проживают представители около 106 этнических общностей. Осуществляют свою деятельность 183 религиозных объединений.

В 2009 году с участием Президента была открыта мечеть в г. Рудном. С участием акима области открыты мечети в г. Житикаре и Карабалыкском районе, синагога в г.Костанае. В 2010 году начато строительство мечети в г. Костанае.

Продолжается строительство мечетей в Аулиекольском, Тарановском районах, г.Костанае, православных церквей в Алтынсаринском, Сарыкольском, Денисовском районах.

Доброй традицией стало открытие Домов дружбы в регионах. Работает областной Дом дружбы, расположенный в самом центре города, где находятся офисы областных этнокультурных центров и общин, концертный зал.

Областным бюджетом в 2010 году в целях поддержки деятельности областной Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных центров выделено более 5 млн. тенге.

Историческим событием можно назвать начало строительства нового Казахского драматического театра, реконструкцию Русского театра драмы.

Наши действия нацелены не просто на возрождение культуры народов Казахстана, а на диалог, выстраивание добрых отношений между всеми этническими и конфессиональными группами по принципу: «К единству через многообразие».

Ежегодно оказывается финансовая поддержка этнокультурных центров через государственный социальный заказ. Этнокультурные центры участвуют в тендерах и реализуют социально значимые проекты.

Этнокультурные объединения являются достаточной силой и имеют возможность влиять на общественно-политический процесс. Поэтому считаю, что необходимо пересмотреть существующий формат взаимодействия с ЭКО, когда они используются исключительно в праздничных мероприятиях либо активно участвуют в политическом процессе. Необходимо предпринять меры по переориентации деятельности ЭКО, они должны служить укреплению межэтнического и межконфессионального согласия, способствовать поддержанию внутриполитической стабильности, воспитания населения в духе казахстанского патриотизма и единства. Продолжая свою деятельность по сохранению национальной самобытности народа переходить к участию в решении социальных задач и укреплении государственности.

Уважаемые гости, участники семинара! Желаю вам успешной и плодотворной работы!

Благодарю за внимание.





Жакупова Тамара Салимовна

кандидат философских наук,

начальник Управления внутренней

политики акимата Костанайской области


^ ТЕМА: «КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ»


Қайырлы күн, құрметті қонақтар мен әріптестер!


Дәстүр мен жаңашылдықты үйлестіре білген мемлекеттік саясат қауіпсіздікті қамтамасыз етуге, қоғамның тұрақтылығы мен дамуының саналы үйлесімін табуға мүмкіндік берді. Ұлттық мемлекетті құру кезеңіндегі Елбасы атқарған аса маңызды рөлі «Қазақстандық жолдың» ерекшелігі болып табылады.

Мемлекет басшысы жалпыұлттық диалогтың үйлестірушісі, жаһандану тарихының ағымына сәйкес, ел дамуының стратегиялық бағыттарының бастамашысы бола білді. Президент бейбітшілік пен келісім сияқты рухани құндылықтарды еліміздің саяси және экономикалық дамуының негізі етіп қалады.

Қазақстанның халықаралық аренада сенімінің және әлеуметтік қақтығыстарға жол бермеудің әлемдік тәжірибесі көзінің негізі болған еліміздің ірі жетістігі, қоғамда этносаралық және конфессияаралық келісімді, саяси тұрақтылықты сақтау деп есептеуге болады.

Регинальный семинар, посвященный вопросам межэтнической и межконфессиональной толерантности проходит в преддверии кульминационного момента председательства Казахстана в ОБСЕ - Саммита ОБСЕ - первого международного форума такого масштаба за последние 11 лет на всем постсоветском пространстве с участием глав государств 56 стран-членов ОБСЕ.

Казахстан обрел независимость в конце 1991 года, а уже 30 января 1992 года вступил в ОБСЕ. И уже через 18 лет, в 20010 году Казахстан председательствует в этой крупной в мире Организации, занимающейся вопросами безопасности. Президент нашей страны поставил новые актуальные задачи. Девизом казахстанского председательства Президент определил доверие друг к другу, приверженность традициям ОБСЕ, транспарентность - открытость в международных отношениях, нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности, и толерантность, укрепление межкультурного и межцивилизационного диалога. В период своего председательствования Казахстан стремился к достижению оптимального баланса всех трех корзин ОБСЕ. По первой корзине Казахстан составил собственное представление о ситуации в территориях с затяжными конфликтами. В рамках военно-политического измерения впервые в Алматы была проведена неформальная встреча глав ключевых международных организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности в Евро-Атлантике и Евразии. Впервые за одним столом сидели такие структуры как ОДКБ и НАТО. Предложены конкретные формы сотрудничества для обеспечения евразийской безопасности. Становится ясным, что целостный и единый Мир должен строиться на мультипартнерстве. Быть партнерами со всеми, в том числе и с идеологическими противниками. Аспекты военной безопасности сегодня трансформируются в экономические и культурные. (Например, когда нужна защита нефтепроводов, активно подключается НАТО.)

^ По второй экономико-экологической корзине были проведены широкие обсуждения на экономическом и эколого-экономическом Форумах. Всем известны позиции и предложения Президента Казахстана о новых приоритетах в мировой экономике.

Проводится значительная работа в рамках третьего гуманитарного измерения. В Астане состоялась конференция ОБСЕ по толерантности и недискриминации, на которой произошел обмен опытом в области межнационального и межконфессионального согласия. Модель межэтнического и межконфессионального согласия в Казахстане, политика толерантности станет одной из центральных тем Саммита ОБСЕ в Казахстане. Президент нашей страны считает, что Казахстанская модель толерантности, позволяющая жить в мире и согласии более чем 100 народностям, вполне может прижиться и на европейской почве.

Казахстан предлагает свою модель в копилку ценностей, укрепляющих ОБСЕ, а также выработать общий документ «ОБСЕ в толерантности в новом десятилетии».

В основу успешной отечественной модели легли характерные для многовековой истории казахского народа базисные цивилизационные ценности. Толерантность не только норма жизни казахстанцев, но является ключевым принципом государственной политики. За эти годы усилиями Президента страны, народа Казахстана предприняты достаточнопродуктивные шаги государства для построения пространства открытого диалога, мира и согласия. Принципы толерантности заложены в Конституции, статьи которой запрещают разжигание межнациональной розни и дискриминацию по какому-либо признаку.

В 2010 году исполнилось 15 лет Ассамблее народа Казахстана. Закон об Ассамблее народа Казахстана закрепил конституционный статус консультативно – совещательного органа и позволил представительствовать депутатам от Ассамблеи в Парламенте. Ассамблея народа Казахстана стала эффективной диалоговой площадкой для согласования интересов различных этнических групп и религиозных конфессий в стране.

Согласие и толерантность в религиозной сфере в Казахстане имеют существенно иное содержание, нежели в экономически развитых и традиционно демократических странах. В Казахстане толерантность является осознанным результатом признания важности религии для общества. Эта толерантность более глубокого содержания, она сформирована веками, неформальна. Именно поэтому, Казахстан всемерно способствует диалогу между мусульманским миром и Западом. Казахстан инициировал проведение уникального международного форума – трех Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Результатом этих форумов стало видение роли религии в деле снижения угроз современности. Создан Международный центр культур и религий. В 2011 году Казахстан возглавит Организацию Исламская конференция.

Казахстан как председатель ОБСЕ обозначил круг проблем, которые мешают развитию толерантности и недискриминации в пространстве ОБСЕ. По мнению Президента нашей страны, сегодня религиозная идентичность стала фактором, который разделяет людей. Есть страны, особенно на Западе, которые культивируют политические ценности, не приемлющие диалога, скептически относятся к толерантности, равнодушны к религиозным ценностям. Очевидна необходимость в изучении позитивного опыта толерантности в разных регионах мира с выработкой общих подходов.

Сегодня в зоне ответственности ОБСЕ назрела острая необходимость в укреплении культурного, цивилизационного и межрелигиозного сотрудничества.

18 октября 2010 года в Астане пройдет Всемирный Форум Духовной культуры, который станет продолжением всех важнейших духовных начинаний, инициированных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, во имя Мира и согласия. На Всемирный Форум приедут свыше 500 зарубежных гостей из 70 стран мира.

Инициатива учреждения Всемирного Форума Духовной Культуры получила поддержку многих видных деятелей культуры из России, Европы, Казахстана, Индии, Китая, Японии, ряда других стран. Форум должен предложить формы этической самоорганизации населения, дополняющей и развивающей структуры местного самоуправления. В этот процессе необходимо интегрировать различные конфессиональные и этнические группы с тем, чтобы образовывались этические основы единства и согласия, обеспечивающие мирное сосуществование.

Казахстанская модель толерантности проявляется во многих масштабных и не очень масштабных признаках, которые в целом создают общую тональность межличностных отношений. Это и взаимное уважение к традициям, взаимопроникновение культур, переплетение семейных отношений.

По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году ТОО «Комкон-2 Евразия» г. Алматы по заказу Управления внутренней политики акимата Костанайской области, уровень этнической толерантности населения Костанайской области достаточно высокий:

доля населения положительно (независимо от национальности другой стороны) воспринимающего межнациональные браки увеличилась с 52,4% в 2009 году до 68% в 2010 году;

^ Уровень религиозной толерантности населения Костанайской области достаточно высокий. Данная тенденция прослеживается в следующих показателях:

  • доля населения положительно (независимо от вероисповедания другой стороны) оценивающего межконфессиональные браки составляет 60%, индифферентного к таким союзам – 17%

  • уровень приверженности населения идеологии религиозного экстремизма низкий.

Доля конфликтов на национальной или религиозной почве среди всех других межличностных конфликтов невысока, поскольку более 80% респондентов в обоих случаях отметили их полное отсутствие.

78,5% респондентов Костанайской области не наблюдают дискриминации в государственной политике Казахстана. ^ Полное отсутствие дискриминации по конфессиональному признаку со стороны других конфессий и остального населения отметили 86% опрошенных, со стороны областной или местной власти – 92%, со стороны казахстанских СМИ – 90% респондентов.

^ 68% жителей области оценивают состояние межэтнических отношений как стабильное или хорошее, республиканский показатель составил 66,8%.

Доля респондентов, считающих, что в Костанайской области может возникнуть конфликт на религиозной основе, составляет всего 3,7%.


^ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Главными стратегиями поведения населения в случае возникновения серьезных межэтнических и/или межконфессиональных конфликтов население области выбирает ориентацию на поиск решения конфликта и компромисса (46%) или невмешательство в конфликт (25%) То есть консенсусная составляющая населения доминирует, и в этом результате видна стратегическая линия государства на развитие диалога и сотрудничества. Общая стратегия прекращения или недопущения конфликта – сотрудничество.


_______________________________





Коченов Владимир Григорьевич,

доктор философских наук член ссаА

Научно-экспертного Совета

Ассамблеи народа Казахстана,


^ ТЕМА: «ДОКТРИНА НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА:

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ДЕСЯТИЛЕТИЯ»


Доктрина национального единства Казахстана (далее Доктрина) суммирует огромную интеллектуальную работу, проделанную почти за 15 лет Ассамблеей народа Казахстана и ее председателем, Президентом страны Н.А.Назарбаевым. Другими словами, это квинтэссенция всего самого ценного, что выработано за эти годы в сфере этнополитики Казахстана (1). Опыт нашей страны в этом отношении получил, как известно, высокую оценку мирового сообщества и признан в качестве новой парадигмы в решении проблем межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Перефразируя известное высказывание, можно было даже сказать, что эта маленькая книжечка стоит многих томов.

Учитывая научно-практический характер нашей конференции, а также особенности сегодняшней аудитории хотелось бы заострить ваше внимание на логико-методологическом основании Доктрины.

Прежде всего, следует отметить, что представленную модель межэтнической и межконфессиональной толерантности следует рассматривать в диалектическом контексте, в развитии.

Еще на старте строительства Нового Казахстана, определяя приоритеты его внешней и внутренней политики, Президент Н.А.Назарбаев особо среди них выделил укрепление стабильности, гражданского мира и межнационального согласия.

«Я, как Президент страны, своей основной задачей считаю обеспечение стабильности и межнационального согласия», заявил Н.А.Назарбаев на первой сессии Ассамблеи народа Казахстана (2).

Эта задача была определена уже в 1993 году в концепции «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана», сформулировавшей принципы государственной политики в сфере идеологии:

- обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;

- создание правовых условий и практической базы для реализации принципа экономической свободы человека;

- развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;

- углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике;

1993 год - стало быть, есть начало большой работы по формированию казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Еще в то время по этой концепции Н.А.Назарбаевым была выдвинута идея создания Ассамблеи народа Казахстана, призванной стать активной политической, консолидирующей силой общества.

Выступая на первом Форуме народов Казахстана, Президент напомнил: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние - дружбу народов. И сегодня, многое переосмысливая заново в нашей истории, мы не вправе растрачивать это богатство, перечеркивать добрые традиции. Они сформировались не в последние десятилетия и отнюдь не партийными директивами, надо повседневно слышать голос человека, голос каждого народа, каждой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт- Ассамблею согласия и единения народов Казахстана»(3).

1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана создана, и принимает самое деятельное участие в решении всех задач, в дальнейшем совершенствовании нашей национальной политики, в том числе на уровне государственного управления и регулирования.

Надо признать, так считают эксперты, что это был сильный ход Президента, одно из самых заметных достижений в его государственной деятельности.

На первой сессии АНК Н.А.Назарбаев обращает внимание на два важных, по его мнению, обстоятельства. «Во-первых, нельзя забывать, что Казахстан - в полном смысле этого слова - многонациональное государство. Это не декларируемый постулат, это истина» (2).

В Казахстан в разные годы было депортировано около 800 тыс. немцев, 18,5 тыс. корейских семей, 192 тыс. поляков, 507 тыс. представителей народов Северного Кавказа. Не по своей воле здесь оказались крымские татары, турки, греки, калмыки и другие. Вследствие депортации народов население республики увеличилось на 1 млн. 500 тыс. человек. Во время войны в Казахстан было эвакуировано 350 тыс. человек. На целину прибыло еще 150 тыс. И это не считая других ведомственных оргнаборов рабочей силы и естественной миграции в нашу республику.

«Вот почему, подчеркнул в своем докладе на первой сессии АНК Глава государства, для нас очень важна задача сохранения национально-культурных ценностей всех народов, населяющих Казахстан, «малые» они или «большие». У каждого из них есть свои корни, свои великие предки, богатое историческое прошлое, которое мы должны ценить.

Каждая нация внесла в сокровищницу мировой цивилизации свой вклад, великий для ее духовного потенциала, и его нельзя оценивать только численностью населения. Мы и впредь будем поддерживать стремление народов республики к сохранению и приумножению этого потенциала.

Во-вторых, не менее существенно и другое: Казахстан - не только полиэтническое, но и многоконфессиональное государство» (2).

В нашей стране проживают более 130 этносов и зарегистрировано свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих 46 различных конфессий и деноминаций. Понятно, что эти изначальные социальные и духовные параметры нашего общества являются основным условием его поступательного развития и процветания.

Наряду с мусульманами, к которым относят себя 60 процентов населения, в Казахстане живут и православные, протестанты, буддисты, католики, представители других мировых религий.

«Это, считает Н.А.Назарбаев, серьезный фактор, способствующий сохранению стабильной общественно-политической обстановки. Ведь в основе всех религий лежат практически одинаковые нравственные принципы - любовь к людям, порицание аморальности и прощение искренних заблуждений, терпимое отношение к инакомыслию. Иными словами, независимо от вероисповедания все прихожане в республике одинаково толерантны, нравственны и миролюбивы» (2).

Во времена всевластия воинствующего атеизма все конфессии находились под одинаково жестким прессингом государства. Поэтому, постигая догматы своей религии, руководствуясь заповедями своей веры, люди с состраданием смотрели на столь же гонимую и ущемленную в правах паству других религий. Отсюда - стремление поддержать ближнего своего, помочь ему пережить трудности.

У руководства Казахстана сложились добрые, взаимоуважительные отношения с высшими иерархами конфессий.

Не отдавая предпочтения ни одной из них, отмечает Президент, мы стараемся откликаться на нужды и запросы верующих (1).

Суммируя проблемы национальной политики, Президент подчеркивал, что она и впредь будет строиться на ясных и справедливых принципах, среди которых главные: поиск компромиссов; общественная стабильность как база справедливого решения национального вопроса; верховенство закона; укрепление государственной независимости и активная интеграционная политика.

Государство - это не только территория и общественный строй, не только законы и экономическая структура. Государство - это не в меньшей степени и определенная политическая общность людей, осознающих себя его гражданами.

«И если вопросы, связанные с формированием политических, правовых и экономических основ государственности, достаточно зримы, то гражданское самоопределение, гражданская идентификация людей - это материя очень сложная и требует значительного времени, отмечал на третьей сессии АНК Президент Н.А.Назарбаев. Гражданин должен постоянно носить в себе чувство сознательной принадлежности к данному государству, нераздельности собственной судьбы и судьбы страны. Именно это подведет к пониманию того, что благополучие каждого человека тесно связано с благополучием страны» (2).

Народы СНГ пережили одномоментный и небывалый кризис идентичности. Они вдруг в одночасье лишились своей прежней государственности. Сила этого кризиса была такова, что многие до сих пор не могут прийти в себя, хотя большинство его преодолело.

Данные разных социологических исследований устойчиво показывают, что подавляющее большинство населения страны прочно определяет себя именно как граждане Казахстана.

Создание новой идентичности будет успешно только в том случае, если идеи демократии, свободы, плюрализма, прав человека, гражданского общества найдут свое сопряжение с общенациональными идеями. Это, по мнению Главы государства, возможно только на стыке двух больших идеологических тем - политическая независимость и внутренняя демократизация Казахстана (2).

Формула поиска новой идентичности, нового самоопределения народа нашей страны внешне проста, но исключительно сложна в плане реализации. Эта формула такова: независимым может быть только демократический Казахстан. В свою очередь, без политической независимости не будет реальной демократии в Казахстане. Третьим компонентом в этой формуле может стать формирование гражданской общности в республике. Именно гражданской общности, а не мифического суперэтноса. Пора нам определиться в этом вопросе, подчеркивает Глава государства.

«Народ Казахстана, отмечал Н.А.Назарбаев на третьей сессии АНК, рассматривается как общность граждан разных национальностей, а не как новая этническая общность. На данном этапе нашего развития единственно реалистической является именно такая постановка вопроса» (2).

Сохранение своей этничности, сохранение национального - это проблема не только казахов, замечает Президент. Это проблема всех этнических групп, населяющих нашу страну. Поэтому, когда идет речь о государственной национальной политике, имеется в виду не только сохранение мирных и стабильных отношений между этносами, но и сохранение и развитие самих этнических культур.

В докладе на пятой сессии АНК Президент предложил следующую формулу: «Все мы в первую очередь казахстанцы, когда речь идет о стране в целом и особенно, когда мы находимся за пределами своей страны. Когда же речь идет о внутренней национальной жизни, то каждая этническая группа вправе беречь свой язык, культуру, традиции и никто не должен этому препятствовать.

Нет же такой национальности - американец. Это - географическая территория. А сколько представителей национальностей и народов там живет? Или австралийцы. Австралия - это континент, материк.

Когда мы едем на запад, мы видим, что есть китайские городки «Чайнатауны», есть японские городки, есть корейские, где сохраняют свою культуру. Они правильно считают, что вопрос сохранения национального языка, культуры, традиции - это вопрос этой национальности, только законы и государство не должны ему мешать и препятствовать.

А раз живешь в Казахстане и являешься гражданином - все мы казахстанцы. Давайте так договоримся и пусть от нас это идет. Это важно для нас потому, что Казахстан - действительно наша общая родина. И все мы должны немало потрудиться для того, чтобы каждый из нас с гордостью мог произносить слова: «Я – казахстанец»(2).

Казахстанская модель межэтнической толерантности выстраивалась на основе общественных организаций этносов. Другими словами, институционализация этнополитики изначально протекала на основе конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства (4).

Чем же характерна казахстанская модель полиэтнического государства?

Во-первых, необходимо признать, что одним из базовых элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании всех условий для развития других этносов. Претерпев самые жестокие испытания, казахи не винят в этом другие народы, сохраняя при этом национальную толерантность, доверие и дружбу, что является основой стабильных межэтнических отношений в нашей стране.

«У представителей других народов всегда останется право говорить на родных языках и быть понятыми, но казахский язык будет освоен всеми национальными группами Казах стана, если мы станем продолжать политику его ненасильственного внедрения постепенно, отмечал на пятой сессии АНК Н.А.Назарбаев. Еще раз подчеркиваю: не насильственную и нефорсированную, как некоторые иногда поворачивают, но тем не менее в наших образовательных программах, информационной политике мы тактично, но неуклонно должны и будем придерживаться именно такого направления.

Я хочу быть правильно понятым не только казахами, но и представителями всех других народов, когда делаю упор на поддержку процессов самоидентификации именно казахского этноса. В отличие от русских, немцев, украинцев, татар, корейцев и других, казахи не могут рассчитывать, что такую за дачу может поставить и решить другое государство. Вместе с тем залог и условия ее успешного решения - закрепленное законом реальное равноправие всех других национальностей полиэтничного Казахстана.

Во-вторых, важной особенностью нашей государственной национальной политики является сознательная политика двуязычия.

Время показало, что в Казахстане мы очень точно нашли место двум самым распространенным языкам - казахскому и русскому. В результате у нас не возникло политической напряженности между их носителями именно потому, что мы осознали реальное значение этих языков в жизни всех наших этносов. Особенно хочется подчеркнуть, что при этом языки других этносов не стали и никогда не будут пасынками в нашей многонациональной стране(2).

Именно в лице Ассамблеи, через объединение усилий всех этнокультурных центров удалось создать такую организацию, которая сумела обеспечить необходимые пути конструктивного диалога и общения со всем многонациональным народом Казахстана, постоянно знать и учитывать его интересы, запросы и чаяния.

«Я думаю, говорил на шестой сессии АНК Н.А.Назарбаев, не будет преувеличением сказать, что сегодня Ассамблея народа Казахстана - это не просто организационная структура, это - неотъемлемая часть нашей жизни, символ нашего мира и единства» (2).

Многие скептики, не найдя такого прецедента в учебниках политической истории различных демократий, поспешили объявить эту поистине народную инициативу несостоятельной, нежизнеспособной и предсказывали ее скорый крах.

Но жизнь - это не игра с постоянными правилами. Тем более - заимствованными из чужого жизненного опыта. Она гораздо богаче любых теоретических схем и принципов.

«И главное для нас, считает Глава государства, - продолжать свой собственный уникальный исторический путь, развивать свои формы общественной самоорганизации» (2).

Ассамблея сыграла, и еще будет играть важную и позитивную роль в достижении общественного прогресса.

Таким образом, при освещении в СМИ вопросов государственной национальной политики, квинтэссенцией которой является Доктрина национального единства, следует принимать во внимание ее диалектическую целостность и логическую завершенность.

Доктрина национального единства Казахстана - фундаментальный программный документ, нацеленный на обеспечение национального единства в Казахстане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе.

Доктрина национального единства - это способ понять, что нас сближает и делает единым целым. Это импульс к совместному продвижению в будущее.

Ее необходимость рождена самой жизнью, она вытекает из логики истории, из нашей общей судьбы. Потому что без единства - нет Нации, Без Нации - нет государства. Без государства - нет будущего.

«Одна страна - одна судьба», «Разное происхождение - равные возможности», «Развитие национального духа» - фундаментальные принципы нашего национального единства.

Таким образом, Доктрина является основой для создания целостной системы мер, направленных на укрепление единства народа, развития демократии, диалога культур и цивилизаций.

В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года Доктрина становится идейным базисом консолидации казахстанского общества. Все это создает основу для динамичного развития страны в предстоящие годы.

Красноречивым примером жизнеутверждающей силы Казахстанской Модели, а стало быть, и обсуждаемой Доктрины, является тот несомненный факт, что в Казахстане не было конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве. События же последних лет в мире говорят об обратном. Многие локальные и региональные конфликты на планете имеют этнические и конфессиональные причины.

В свете изложенного Доктрина национального единства Казахстана обретает высокий геополитический смысл, который уже осмысливается мировым сообществом.


Литература


1. Доктрина национального единства. Астана, 2010

2. Назарбаев Н.А. Сборник докладов на 1-10 сессиях Ассамблеи народов Казахстана.- Астана, 2005.- 440С.

3. Ертысбаев АЕ. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. - Астана: Елорда, 2001. - 576 С.

4. Тугжанов Е. Ассамблея народа Казахстана и межкультурный диалог. - Журн. "Евразия", 2009. - с.12-16.


________________________________


Роль НПО для практического снижения негативного влияния религиозного экстремизма и терроризма на личность»





Давлетова Ажар Далабаевна,

Президент ОФ «Информационно-консультативная

группа «Перспектива»

кандидат психологических наук



  1. Актуальность деятельности НПО (ОФ) в связи с экстремизацией сознания личности граждан Казахстана.

  2. Некоторые результаты социологического исследования по Республике Казахстан (2009 -2010 гг.). Сравнительный анализ (гг. Астана, Алматы, Кустанай).

  3. Проблемы взаимодействия НПО (ОО, ОФ) с государственными структурами, организациями, специалистами.


Количество обратившихся в организации, занимающиеся реабилитацией и психологической помощью, значительно возросло по всему Казахстану. Деятельность НПО (ОО, ОФ) на данном этапе имеет первостепенную важность в связи с острой необходимостью решения этих проблем, т.к. на данном этапе общественное мнение выражается именно через деятельность НПО, которые в своей деятельности проводят не только индивидуальную работу с обратившимися пострадавшими, либо их близкими родственниками, но и проводят социологические исследования по данной тематике, осуществляют мониторинговую, экспертную деятельность и др. Так достаточно интересные результаты, с научной точки зрения, мы получили при социологическом исследовании, которое мы провели по Казахстану (2009 -2010 гг.), ну, а срезы, полученные с точки зрения развития общественного мнения, по данным вопросам за которым стоит опыт общения граждан с псевдорелигиозными организациями по некоторым высветившимся вопросам – весьма настораживающий (Освещение некоторых результатов социологического исследования по Республике Казахстан (2009 -2010 гг.). Сравнительный анализ (гг. Астана, Алматы, Кустанай).

Опыт консультирования и работы с пострадавшими от псевдорелигиозных организаций показывает о потере самостоятельности, необходимости психологической, медицинской, помощи, которая бы могла вернуть человека к нормальной социальной жизни. Однако, проблемы связанные с реабилитацией начинаются уже на стадии работы психолога с пострадавшим. Работа с пострадавшими прихожанами и адептами, кино, фото- документы, материалы мероприятий псевдорелигиозных организаций демонстрируют, что псевдорелигиозные организации активно изменяют сознание прихожан и адептов. При этом специалисты не имеют достаточно представлений и знаний об особенностях развития религиозной стороны личности человека, отягощенного негативным опытом пребывания в псевдорелигиозных организациях. Методы и приемы, с которыми работают специалисты мало обобщены. Практически отсутствуют квалифицированные в этой области юристы, врачи, психиатры и др. Специалисты демонстрируют не знание данной проблематики, не признают актуальности темы для нашего общества, отсутсвуют специализированные комплексные виды реабилитации.

^ Необходимо иметь ввиду, что при психологической реабилитации граждан, пострадавших от псевдорелигиозных организаций, мы имеем дело с психикой религиозного человека, особенностями личности, сознания и поведения, обусловленных религиозностью. Т.е. несмотря на негативный пережитый опыт, а именно: манипуляция чувствами, нарушения отношений с близкими, многолетняя вера в ничто и др., пострадавшие граждане продолжают оставаться носителями религиозных потребностей.

Поэтому пострадавший от псевдорелигиозных организаций будет стремиться к новому выбору того или иного направления религии, и здесь, как Вы понимаете, тоже должны быть соблюдены права человека на свободный выбор.

Решением этого вопроса был бы реабилитационный центр на светской основе, который помог бы человеку, пострадавшему от псевдорелигиозных организаций, не только отойти от пережитого негативного опыта, но и осуществить свободный выбор. Представители различных религиозных направлений могут и должны приходить в светские реабилитационные центры и работать с предполагаемой паствой, и это даст возможность гражданину относительно независимо осуществить свой выбор.

Реабилитационные центры могли бы и должны оказывать именно комплексную поддержку, важной частью которой является правовая поддержка. Профессиональная юридическая защита прав и свобод личности пострадавшего от псевдорелигиозных организаций способствует восстановлению социального статуса личности.

Еще одним важным аспектом работы является проблемы взаимодействия НПО (ОО, ОФ) с государственными структурами, организациями (НПО различной направленности, коммерческими организациями и др.). Отметим, что вопрос взаимодействия с некоторыми государственными структурами проходит в нормальном рабочем режиме, примером может послужить департамент юстиции г. Алматы, с которыми совместно мы проводим круглые столы, читаем совместно семинары и лекции для студентов в колледжах и институтах. Однако в большинстве случаев все заканчивается банальным сбором данных о деятельности НПО. А вот что с переданными сведениями происходит дальше (к сведению, большинство обращений в ОФ носит анонимный характер), мы не в курсе. Мы находимся в определенном информационном вакууме, т.к. обратной связи, а тем более отчетности никто как бы и не желает осуществлять.

Наша деятельность по реабилитации людей пострадавших от псевдорелигиозных организаций, в некотором смысле может быть бесполезной, если не будут реально действовать другие НПО, ориентированные на работу так сказать с пенсионерами и пионерами. Сегодня, к сожалению, существует такой термин «мертвое НПО», так вот в связи с актуальностью данной проблематики, резко поднялась потребность в НПО работающих с различными слоями населения. Пострадавшие прошедшие процесс реабилитации, имеют серьезные потребности в общении. Посещение различных клубов по интересам, кружков, групп здоровья и др. действующих на базе НПО было значительным решением проблемы в данном случае. Кроме того полезность НПО нашего профиля для других организаций (коммерческих в том числе) заключается в том, что мы имеем информацию о деятельности псевдорелигиозных организаций маскирующихся под учебные центры, кадровые агентства, или можем привести конкретнее примеры разрушения псевдорелигиозными организациями, коммерческих организаций (примером может послужить компания «Сонар).


Поэтому мы считаем, что:

- необходима специализированная религиоведческая подготовка специалистов - психологов, врачей, юристов, которые будут знать специфику псевдорелигиозных манипуляций сознанием и поведением, чтобы применять эффективные методы для реабилитации, защиты личности пострадавших;

- необходим анализ методов обработки сознания использованных в псевдорелигиозных организациях, с тем, чтобы найти корректные способы реабилитации личности пострадавших;

- необходимо продолжать адаптацию и разработку методов диагностики и реабилитации людей, пострадавших от псевдорелигиозных организаций;

- необходим обмен опытом с зарубежными странами, например, такими, как Франция, Бельгия и др. по вопросам методов диагностики и реабилитации людей, пострадавших от псевдорелигиозных организаций; Наши действия могут быть успешными в том случае, если мы объединим знания и опыт, который имеется в других странах в этих вопросах.

- необходимо создавать реабилитационные центры для пострадавших от псевдорелигиозных организаций на светской основе при активной поддержке государства.

- необходимо активизировать деятельность НПО по работе с различными слоями населения.

- необходимо активизировать деятельность НПО по работе с различными организациями.


_________________________________





Жандильдин Ерлик Борисович,

начальник управления внутренней политики акимата

Северо-Казахстанской области


^ ТЕМА: «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ»


Уважаемые участники конференции!

Позвольте мне сердечно поприветствовать Вас и поблагодарить за предоставленную возможность выступить на конференции, посвященной важной теме, как сохранение межэтнической и межконфессиональной согласия в современном мире.

Сегодня конференция проводится в очень важный для страны период, в период Председательствования Казахстана в ОБСЕ и накануне проведения Саммита в нашей столице в городе Астане.

Северо-Казахстанская область одна из многонациональных и много конфессиональных областей. На территории области проживают 644 тыс. человек, это более 80 национальностей. Одной из многочисленных этнических групп является 48% русской национальности.

При таком многообразии национальностей безусловно неоценима роль Ассамблеи народа Казахстана, как ключевого инструмента реализации государственной национальной политики.

В Северо-Казахстанской области, как и в других областях, действует областная Ассамблея народа Казахстана. Безусловно определенная роль в укреплении межнационального согласия отводится именно ей и этнокультурным объединениям, действующие в каждом населенном пункте области.

При Доме Дружбы работают 21 этнокультурное объединение. В районах области действуют 87 этнокультурных объединений, 37 молодежных клубов.

Духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников, которая становится еще одним краеугольным камнем укрепления независимости государства и консолидации общества. Символом этой сплоченности и дружбы является национальный праздник - 1 мая, объявленный Днем единства народа Казахстана.

В целях реализации стратегии и программы деятельности Ассамблеи народа Казахстана и развитию этнокультурных центров Северо-Казахстанской области создан в 2009 году Северо-Казахстанкий корпоративный фонд «Ассамблея».

В честь 15-летия Конституции Республики Казахстан 30 августа 2010 года в области был проведен первый фестиваль «Салт-Дәстур-2010». Он был организован Ассамблеей народа Казахстана по заказу управления внутренней политики в целях содействия популяризации национальных традиций и обычаев, формирования интереса к культуре и искусству народов, проживающих в Северном Казахстане.

Придание Ассамблее народа Казахстана конституционного статуса и обеспечение ее представителей в Парламенте – это выверенный ход, ориентированный на укрепление всех достижений в сфере межнациональных отношений. Что на сегодня означает прохождение всех законодательных актов экспертизы на соответствие критериям межнационального согласия.

Сегодня в Парламенте Республики Казахстан от Ассамблеи народа Казахстан работает Полищук Раиса Ивановна директор Первой гимназии г. Петропавловска.

Кроме этого, хочу отметить, что в депутатский корпус областного маслихата входят депутаты 7 национальностей. Из 31 депутата, 18 некоренной национальности, что составляет 58% .

Реализуя положения Стратегии «Казахстан 2030», руководство области проводит системную работу по укреплению межнационального и межконфессионального согласия,в том числе и за счет взвешанной культурно-языковой политики.

Сегодня при Северо-Казахстанской Ассамблее народа Казахстана в Доме дружбы созданы группы по изучению государственного языка, которую ежегодно посещают более 15 представителей разных этнических групп.

В нашей области представители всех национальностей получают возможность свободно изучать родной язык и историю, обратится к своей вере, возрождать традиции и обычаи. Сегодня в области функционируют курсы польского, немецкого языков и иврита.

С 1998 года в областном центре действует школа национального возрождения. На 11 отделениях: немецком, армянском, польском, татарском, корейском, азербайджанском, украинском, еврейском, белорусском, чеченском, кыргызском – обучаются 180 детей.

Учащиеся изучают язык, литературу, страноведение, изобразительное искусство, историю религий, хореографию, музыку и песни своих народов. Уроки проходят в нетрадиционной форме с показом обычаев, традиций, использованием элементов игры.

С момента обретения Независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религиозных отношений.

Работа управления внутренней политики строится на основе постоянного аналитического мониторинга позволяющего прогнозировать развитие межконфессиональной ситуаций в регионе и информационно-пропагандистской работы по идеологическому противодействию распространению идей экстремизма и терроризма .

Информационно - пропагандистская работа направлена на :

- утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии «диалога цивилизаций»;

- последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан;

- формирование в обществе негативного отношения к религиозному экстремизму;

- пропаганду итогов и решений Съезда лидеров мировых и традиционных религий, казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Сегодня в области осуществляют деятельность 232 религиозные организации, из них: 95 представляют ислам; 44 - христианство православного направления; 14 - католического; 76 - протестантского направлений, 1 - иудаизм; 1 - объединение относится к нетрадиционным религиям; 1 - буддизм.

В области зарегистрировано 32 иностранных миссионера из 6 стран мира (Польши, Германии, Турции, России, Австрии, Беларуси).

Основная часть верующих в области относится к двум религиям - Ислам и Русская Православная Церковь, на долю остальных конфессий приходится 5 и ниже процентов.

Так с 2005 по 2010 год отмечается значительный рост православных религиозных организаций с 28 до 44, идет строительство церквей и молитвенных домов, реставрируются старые культовые здания и т.д., вследствие чего отмечается определенный рост последователей православия, а также более активное участие адептов в делах церкви и организации проведения богослужений.

Сегодня руководители традиционных конфессий активно участвуют в общественно-политической жизни области, в профилактике религиозного терроризма и экстремизма среди населения области.

Представители мусульманского духовенства, Русской православной и Римско-католического церквей проводят просветительскую работу, принимают участие в мероприятиях проводимых государственными органами, посещают места лишения свободы, организуют благотворительные акции.

В этом году область посетили: Архиепископ Шымкентский и Акмолинский, заместитель председателя Духовного управления мусульман Казахстана, посол Ватикана в Казахстане, Архиепископы из городов Астаны, Алматы, Карагандинской, Атырауской областей, дважды область посещали кардиналы римско-католической церкви.

В городе Петропавловске находится единственная католическая церковь в Казахстане построенная, в дореволюционный период. По этому случаю состоялось торжественное открытие Юбилейного Года перед 100-летней годовщиной построения и освящения Храма Пресвятого Сердца Иисуса. В мероприятиях приняли участие Посол Республики Польша в Казахстане, Архиепископ Томаш Пэта.

Безусловно, данные факты лишь подтверждают, что Казахстан является по праву диалоговой площадкой для Мировых религий.

Сегодня в Казахстане успешно проведены три Съезда лидеров мировых и традиционных религий – уникального международного форума, способствующего упрочению глобального межконфессионального мира.

Будучи одним из самых многонациональных и многоконфессиональных государств мира Казахстан в непростые годы сохранил мир, стабильность и согласие в обществе.

Комплексный опыт Казахстана по сохранению и развитию межконфессионального согласия представляет большой интерес для всего сообщества ОБСЕ.

Консенсус государств-участников ОБСЕ основан на признании верности внутренней политики Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева, обеспечившей межэтническое и межконфессиональное согласие, политическую стабильность в казахстанском обществе.

Учитывая важный практический вклад Казахстана в укрепление межцивилизационного диалога, Организация Объединенных Наций активно поддержала предложение Главы государства о провозглашении 2010 года Международным годом сближения культур.

Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий.


_________________________________


  1   2   3



Похожие:

Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconУважаемый Арман Алашевич! Уважаемые участники семинар
Выступление на тему: «Аккредитация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности»
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconУважаемый Абильгазы Калиакпарович! Уважаемый Серик Абикенович! Уважаемые участники совещания!
В алматинской области в настоящее время функционируют аэропорты в городе Талдыкорган, поселках Боралдай и Байсерке
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconУважаемые участники и гости августовского совещания!
Человеческий потенциал любой современной нации напрямую связан с организацией системы образования
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconУважаемый Арман Алашевич! Уважаемые участники семинар
Выступление на тему: «Правовые аспекты энергосбережения. Функции комитета государственного надзора и контроля в области энергосбережения...
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconКонкурс по государственным закупкам услуг по развитию и поддержке официального портала акима Костанайской области и блога акима Костанайской области
Исабаев Тауба Каиржанович – заместитель руководителя аппарата акима области, председатель комиссии
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconПротокол о допуске к участию в конкурсе по государственным закупкам услуг по развитию и поддержке официального портала акима Костанайской области и блога акима Костанайской области
Исабаев Тауба Каиржанович – заместитель руководителя аппарата акима области, председатель комиссии
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconПротокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по государственным закупкам услуг по развитию и поддержке официального портала акима Костанайской области и блога акима Костанайской области
Исабаев Тауба Каиржанович – заместитель руководителя аппарата акима области, председатель комиссии
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconКонкурсная документация по государственным закупкам услуг по развитию и поддержке официального портала акима Костанайской области размещена на веб-сайте организатора закупок гу «Аппарат акима Костанайской области»
Исабаев Тауба Каиржанович – заместитель руководителя аппарата акима области, председатель комиссии
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар iconА. Н. на семинаре в городе Темиртау Карагандинской области по теме «Перспективы развития моногорода Курчатов» Уважаемые участники семинар
Благодарю Вас, что вы предоставили мне возможность рассказать о городе Курчатове. Наверное многие слышали о нем, но не все знают...
Бектурганова Серик Чингисович, заместитель акима Костанайской области Уважаемые гости, участники семинар icon30. 07. 2011 г. № Вн-08-03/393 Уважаемые участники, коллеги и гости спартакиады !
Поздравляю Вас с открытием I чемпионата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по пожарно-спасательному спорту...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzgov.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы