Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна icon

Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна



НазваниеКгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна
Дата конвертации11.11.2012
Размер152.67 Kb.
ТипДокументы
источник

КГКП «Детская школа искусств № 27»

Неверова Ольга Валентиновна

Педагог вокально-хорового пения

Стаж работы 18 лет

Вторая категория высшего уровня квалификации


Развитие вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

Перед педагогом стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать певческие навыки.

Вокально-хоровые навыки представляют собой сложную систему, где компоненты согласованы и дополняют друг друга. Певческое дыхание, голосообразование, дикция, артикуляция, звуковедение, интонация – все эти певческие навыки необходимо развивать в комплексе, с учетом общепедагогических принципов систематичности и последовательности, доступности и осознанности. Отрабатываемые на занятиях технические приемы обязательно сопровождаются точными указаниями преподавателя, иначе нарушается автоматизация процесса голосообразования, что приводит к ухудшению качества звучания хора.

Вокально-техническая работа на уроке хорового пения включает в себя множество составляющих.

Основные из них:

  • Подготовка певческого инструмента к вокальной работе;

  • Укрепление певческого дыхания;

  • Работа над дикцией и артикуляцией;

  • Осознанное использование регистров голосообразования, развитие диапазона.

Между отдельными видами работ на практике не существует чётких границ: упражнения осваиваются постепенно, в разном хронологическом порядке. Но для удобства восприятия, в разработке они структурно разграничены в следующем порядке:

1. Певческая установка.

2. Работа над артикуляцией.

3. Приёмы укрепления певческого дыхания.

4. Развитие регистров голосообразования и диапазона.

Как правило, начальный период обучения хоровому пению приходится на младший школьный возраст. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освоение нового вида деятельности будет представлять определенные трудности и повлечет за собой дополнительные эмоциональные и физические затраты. Поэтому важно чтобы постижение вокально-технических навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Поэтому необходимо наряду с традиционными методами обучения широко использовать специфические. В младших классах, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач. Младший школьный возраст благодатная почва для его использования, поскольку игра остается значимым и естественным видом деятельности.

^ Певческая установка.

Весьма существенным для верной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки. При пении дети часто принимают напряженную, неестественную позу: напрягают мускулы лица, шеи, плеч, спины. Это скованное состояние тела неизбежно вызовет напряжение всего голосового аппарата. Поэтому верное положение корпуса и головы при пении имеет большое значение для правильного голосообразования.

Ребенок должен держать свой корпус прямо и свободно, слегка подняв голову. Важно стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределяя тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

Наиболее часто встречающиеся недостатки певческой установки в положении стоя:

- поднятый вверх или слишком опущенный вниз подбородок;

- поднятые плечи;

- очень скованное или, напротив, расслабленное, вялое состояние корпуса;

- сгорбленная спина;

- плохая устойчивость в ногах.

Наиболее часто встречающиеся недостатки певческой установки в положении сидя:

- ноги перекрещены или лежат одна на другой;

- корпус откинут к спинке стула;

- ладони поддерживают лицо.

Однако младшие школьники не в состоянии долго находиться в одном положении, поэтому на хоровых занятиях применяют различные виды двигательной активности:

- чередуем пение, стоя и сидя;

- используем игру «Дирижер».

Игра «Дирижер» проводится ближе к концу урока, если дети устали, рассеяно их внимание. Учащиеся делятся на две группы. Одна группа исполняет «команды» правой руки дирижера, другая – левой руки (например, движение руки вверх – встать, вниз – сесть). Точность выполнения команд участниками игры является показателем их внимательности и готовности отвечать на жест дирижера. По желанию один из учеников занимает место учителя. Данная ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, активно развивает его координацию, внимание и воображение.

^ Работа над артикуляцией и дикцией.

У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат пассивен и вял, они плохо и неправильно открывают рот. При пении, в результате напряженного состояния лицевых мускулов, у юных певцов часто бывает скованное, невыразительное лицо. Развитие четкой работы нижней челюсти, губ, мягкого нёба имеет огромное значение для правильного вокального воспитания, поэтому в процессе хоровых занятий обязательно часть времени отводится на развитие артикуляционного аппарата. Комплекс заданий используется на каждом уроке в виде артикуляционной гимнастики и ряда упражнений, которые, в свою очередь, активизируют дыхательную мускулатуру и тесно переплетаются с дикционными задачами.

^ Артикуляционная гимнастика:

- активизация полости рта через различные движения губ, например: губы вытянуть вперед «трубочкой», растянуть по горизонтали («улыбка до ушей»);

- 4 раза слегка прикусить зубами кончик языка;

- высовывать язык до отказа, слегка покусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности («пошинковать язык»);

- покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его;

- сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же повторить в противоположном направлении;

- упереться языком в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь;

- покусать верхнюю и нижнюю губу;

- втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

«Мимический театр».

В данном упражнении в игровой форме происходит активизация лицевой мускулатуры. Дети и учитель закрывают лицо руками (как занавес). Затем педагог загадывает показ различных масок, например, маска радости, горя, удивления, злости, обиды, восхищения и другие. Открывая и закрывая лицо, дети изображают различные эмоциональные состояния.

«Волшебное лицо».

Выразительная мимика обеспечивает хорошее пение. Для осознания и приобретения навыков активизации мимики лица можно поиграть с хором в следующую игру.

Дети, вслед за дирижером, поднимают руку до уровня лба и изображают полное неучастие к пению, отрешенность и равнодушие. Затем, вместе с поднимающейся рукой, как бы «поднимают лицо» - оно должно стать очень выразительным. Игру можно повторить несколько раз.

«Пасть льва».

Дети как можно шире открывают рот и высовывают язык, пытаясь дотянуться до подбородка. Глаза широко открыты, брови подняты. После глубокого вдоха дыхание необходимо задержать на 10 секунд. Это упражнение можно повторить 2 – 3 раза.

«Жуем, как дикари».

Интенсивные движения челюсти должны имитировать жевательный процесс, как будто вы дикарь, жующий большой кусок мяса. Это упражнение расслабляет необходимые для лучшей артикуляции мышцы лица.

«Пони и лошади».

Дети щёлкают языком в высоком регистре, изображая цокот копыт пони, в низком – большой лошади. Темп щелчков показывает рукой дирижёр.

Скороговорки.

Скороговорки применяются в работе над дикцией. Упражнение предполагает проговаривание или пропевание скороговорок. Данный вид работы должен иметь художественный смысл. Следует избегать механического исполнения текста, путем творческой интерпретации упражнения (ускорение и замедление темпа, усиление и ослабление динамики, чередование штрихов staccato и legato и так далее).

Наиболее часто используемые на уроках скороговорки:

– Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

– Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят.

– Наш Полкан попал в капкан.

– Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

– Три сороки тараторки тараторили на горке.

– Кукушка кукушонку купила капюшон.

– Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

– Барабан подарили барану, очень рад барабану баран,

И баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

– Пётр Петру пек пироги.

– Шесть мышат в шалаше шуршат.

– Что сидишь, ворона, дома?

Испугалась что ли грома?

– Барану баран, порвал кафтан.

– Без пилы и топора дом построен у бобра.

– У пруда утка, на утке куртка.

– Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали.

Зубы сразу же сломали.


Скороговорочные игры.

Шла Саша по шоссе



– Шла Саша по шоссе

И сосала сушку

А потом пришла домой,

Села на индюшку.

Данная игровая модель помогает детям освоить одну из наиболее известных и сложных скороговорок. Обилие труднопроизносимых согласных и, особенно, сопоставление шипящих с – ш в первой части скороговорки снижает игровую привлекательность этого чрезвычайно полезного упражнения для детей. Вторая же фраза таит в себе огромные возможности для творчеств, предполагая различные варианты окончания: села на подушку, ватрушку, игрушку, старушку, подружку и т.п. В этом случае дети относятся к скороговорке как к прибаутке-перевертышу: в ней может произойти то, что, с одной стороны невозможно в нашей жизни, с другой – несообразности, придуманные детьми, не только формируют фантазию и чувство юмора ребенка, но и помогают осознанию реального положения вещей. Кроме того, данная скороговорка дает прекрасную мотивацию к сольному исполнению, которое представляет определенную трудность для многих детей. В случае же, когда ребенок сам придумал окончание скороговорки, он, радуясь своей, зачастую, весьма озорной выдумке, забывает о стеснении и старается громко и четко пропеть свой вариант друзьям, т.к. игровой задачей является не только импровизация окончания строки, но и повторение измененной скороговорки всей группой. Именно эта задача позволяет повысить внимание детей к любому исполнению, развивает умение слушать и слышать, воспитывает настроенность на других участников коллектива. После исполнения «автор» варианта оценивает качество повторения группы мимикой, звучащими жестами или заранее оговоренными условными знаками, что вносит в момент оценки комический элемент и выступает своеобразной «наградой за смелость» сольного исполнения.

У Варвары куры стары



– Тары – бары, растабары,

У Варвары куры стары.

Стары - старенькие,

Растабаренькие.

Игровое содержание: «На птичьем дворе».

Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонопедическими фильтрами. Например:

Узнали куры, что Варвара считает их старыми и хочет сварить в супе, – расстроились – дети поют скороговорку очень грустно, жалобно.

Но Варвара передумала: старые, – значит, мудрые, опытные; куры обрадовались и даже возгордились – петь важно, с достоинством, весомо.

Но тут на птичий двор пробралась лисица – куры затаились на насесте, – пропевание скороговорки piano.

В сарай к курам пожаловали гуси и утки и начался у них настоящий птичий базар: гуси и утки гогочут о своем, а куры – о своем; исполнение скороговорки активно, азартно, энергично.

Варвара пришла кормить кур, а они так увлеклись своей похвальбой, что никак остановиться не могут: то строчку скороговорки про себя споют, то корму поклюют (расширение формы скороговорки: после каждой строчки – равная ей фраза пауз, наполненная двигательной и/или ритмической импровизацией).

Куры нашли брошенную кем-то жевательную резинку, попробовали её, и клювы у них склеились; – пропеть скороговорку, собрав губы в трубочку или сквозь зубы.

Пришлось Варваре вызвать ветеринара, он почистил курам клювы, но они никак не могут поверить, что клювы снова свободны: пение с утрированным открыванием рта, активным разминанием артикуляционного аппарата; и так далее. Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма.

^ Однородность гласных.

С детским коллективом обязательно нужно работать над однородностью гласных для достижения более качественного унисонного звучания хора. Лучше пение начинать с «о», эту гласную «видят» все – дирижер, ученики. Можно попросить хор спеть хорошее «о», сделав круговые движения пальцем вокруг рта. Если все верно, то в звуке появляется обилие обертонов.

Часто дети поют таким образом, что звук идет в боковых направлениях – например, «у» с широкой улыбкой для исключения таких ошибок можно предложить следующее упражнение: представьте, что ваш палец – это зубная щетка, поставьте его горизонтально вдоль рта (как – будто чистим передние зубы). Затем в процессе пения палец поворачивайте вертикально (чистим коренные зубы). Таким образом, дети находят общую форму рта, при которой все звуки округлые и похожи друг на друга.

^ Приёмы укрепления певческого дыхания.

При работе непосредственно над музыкальным произведением приходится решать множество задач, связанных с характером, настроением, содержанием сочинения. Первостепенную роль в выразительности исполнения играет правильное певческое дыхание, обеспечивающее хорошее звуковедение и точное интонирование. Исполнитель должен вдохнуть нужное количество воздуха в легкие и уметь управлять им при выдохе – это и есть основа верного дыхания. Успешное овладение приемами правильного певческого дыхания зависит от следующих факторов:

- необходимо регулярно использовать дыхательные упражнения, которые дают начинающему певцу понимание верной работы мышц живота, диафрагмы, легких и рта. Певческое дыхание становится рефлекторным при условии систематического выполнения дыхательных упражнений;

- требуется постоянная тренировка мышц, которые участвуют в дыхании.

В певческой практике различают следующие виды дыхания:

- грудное

- рёберное

- диафрагмальное (брюшное)

Наиболее целесообразным считается смешанный тип, соединяющий в себе рёберное и диафрагмальное дыхание, при котором поднимаются и расширяются нижние рёбра и очень активны диафрагма и мышцы брюшной полости.

Дети, часто обладая поверхностным ключичным дыханием, с трудом усваивают ощущение опоры.

Описанные ниже упражнения предназначены для выработки верной техники управления дыханием и укрепления мышц тела, задействованных в пении:

«Сдуваем воздушный шар».

По жесту дирижёра дети делают быстрый вдох, задержку и длинный выдох на шипящем звуке «с». Руками, при этом, с силой надавливают на воображаемый шарик, пытаясь его сдуть. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе плечи были неподвижны.

«Вдыхаем аромат цветка».

Данное упражнение направлено на выработку ощущения «высокого вдоха». Дети через нос должны вдохнуть аромат воображаемого цветка. Медленный воздушный поток должен пройти до лба.

«Задуй свечу».

По руке дирижера дети делают быстрый вдох, задержку и активный выдох, представляя, что должны затушить свечи на праздничном торте.

«Две собаки».

Большая собака бежала и очень устала. Она подбегает к маленькой собачке и показывает, как она устала.

(Дети высовывают далеко язык и медленно и шумно дышат).

- Ты устала? – говорит маленькая собачка. – Вот я, действительно, устала!

(Дети очень часто дышат, изображая дыхание маленькой собачки).

- Нет, я больше устала! – говорит большая

(Дети дышат как большая собака)

- Нет, я!

(Дети дышат как маленькая собачка)

«Волшебная цепочка».

Упражнение направлено на выработку навыка цепного дыхания. Дети по руке дирижера друг за другом «подхватывают» один звук. В тот момент, когда следующий ребёнок начинает петь, предыдущий заканчивает.

«Счёт в наклоне».

- исходное положение: корпус наклонен вперёд, ноги прямые, руки и голова свободно свисают;

- сделать вдох, лучше ртом, а не носом;

- задержать дыхание – «запираем на замок»;

- в полный голос считать до 10, 15, 20 в спокойном темпе;

- встать прямо.

При выполнении последующих упражнений необходимо соблюдать данные установки:

1. Думаем только о вдохе носом, тренируем только вдох. Он должен быть резким, шумным и коротким (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Вдох – предельно активный (носом), выдох – абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха быть не должно.

3. Вдох делаем одновременно с движениями.

4. Все вдохи – движения делаются в темпоритме строевого шага.

5. Плечи в момент вдоха неподвижны.

6. Упражнения можно делать стоя и сидя.

Вдох по А.Н. Стрельниковой можно разучить сначала отдельно, без упражнений:

Медленно: Мама испекла пирог, нюхаем его носом, выдыхаем ртом – «А …», вкусно!

^ Быстро: Маленькая собачка бежит по улице и все нюхает (частые вдохи носом).

«Ладошки».

Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, ритмичные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 8 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3 – 4 секунды. Сделайте еще 8 вдохов – снова пауза. Повторить 2 раза.

Вначале возможно легкое головокружение, оно пройдёт в процессе упражнений. Если головокружение сильное, можно весь комплекс выполнять сидя.

«Насос» («Накачивание шины»).

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте лёгкий поклон и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох. Поклоны делаются ритмично и легко. Спина круглая, голова опущена.

При шумном, коротком вдохе носом на поклоне воздух заполняет все лёгкие снизу доверху. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое «дыхание в спину» (термин А.Н.Стрельниковой).

«Обними плечи».

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, во время движения – вдох носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, их менять нельзя. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения слегка откидывать голову назад.

В момент вдоха носом «зажимается» узкая верхушка легких, и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, которые до этого не участвовали активно в процессе дыхания.

«Алфавит для постановки голоса».

Говорить на легком поклоне вперед 4 раза каждый звук:

Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х.

Следить за одновременностью движения и звука. О дыхании не думать, оно происходит автоматически. Дышать только через рот. Голова опущена, спина круглая. Также на легком поклоне вперед, напрягая пресс в тот момент, когда вы кланяетесь, проговорить слоги: ри, ру, рэ, ро; ли, лу, лэ, ло; ми, му, мэ, мо; ни, ну, нэ, но; ви, ву, вэ, во; фи, фу,фэ, фо и т.д.

^ Развитие регистров голосообразования и диапазона.

Научить юных певцов управлять голосовыми регистрами – одна из основных задач начального обучения. Регистр – это участок диапазона, характеризующийся единым тембром. Первично уделяется внимание овладению каждым регистром (грудным, фальцетным) отдельно. В дальнейшем применяется блок упражнений по использованию двух регистров и постепенному выравниванию певческого диапазона.

«Страшная сказка»

Упражнение направлено на развитие грудного регистра. Исходное положение: рот открыт, губы расслаблены, глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица испуганное. В таком положении нужно произнести гласные тихим низким голосом: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.

«Вопросы- ответы».

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного в грудной. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос – недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация): ШУ? У!, У – ШУ, У – ШО, У – ША, У – ШЭ, У – ШЫ и .т п.

Вокально-техническая работа в игровой форме позволяет достичь положительных результатов в обучении хоровому пению, и при этом щадящим образом воздействовать на ребенка с учетом психологических особенностей детей младшего школьного периода.

Список литературы

1. Дмитриева Л.Г., Методика музыкального воспитания в школе. М., 1998.

2. Струве Г. С. Школьный хор. М., 1981.

3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.

4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М., 2000.




Похожие:

Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconПригородова Лариса Владимировна Специалист высшего уровня квалификации высшей категории Учитель по предмету «Фольклорный ансамбль» кгкп «Детская школа искусств №27» Стаж работы – 24 года
Кгкп «Детская школа искусств №27» на базе Средней школы №32 состоялся открытый урок в рамках аттестации педагога фольклорного ансамбля...
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconВизитная карточка коммунального государственного казенного предприятия «Детская школа искусств №1»
Фамилия, имя, отчество первого руководителя организации образования: Нурсафина Куляш Куралкызы
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconДоговор №15 о государственных закупках товара способом запроса одного из источников г. Павлодар " 31" марта 2009 г. Гккп «Детская художественная школа №1»
Гккп «Детская художественная школа №1» отдела образования города Павлодара, акимата города Павлодара, именуемое в дальнейшем Заказчик,...
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconКгкп «Детская больница №1 г Усть-Каменогорска управления здравоохранения вко акимата»
Кгкп «Детская больница №1 г Усть-Каменогорска управления здравоохранения вко акимата» расположена по адресу г. Усть-Каменогорск,...
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconИнформация о размещении гомбп по кгкп «Детская больница №2 г. Усть-Каменогорска управления здравоохранения вко акимата»
Кгкп «Детская больница №2 г Усть-Каменогорска управления здравоохранения вко акимата» расположена по адресу г. Усть-Каменогорск,...
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconРабот, услуг способом запроса ценовых предложений г. Павлодар «12» марта 2009 года Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара»
Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара», ул. 1 Мая,33
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconРабот, услуг способом запроса ценовых предложений г. Павлодар «22» июля 2009 года Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара»
Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара», ул. 1 Мая,33
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconРабот, услуг способом запроса ценовых предложений г. Павлодар «20» марта 2009 года Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара»
Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара», ул. 1 Мая,33
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconРабот, услуг способом запроса ценовых предложений г. Павлодар «20» марта 2009 года Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара»
Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара», ул. 1 Мая,33
Кгкп «Детская школа искусств №27» Неверова Ольга Валентиновна iconРабот, услуг способом запроса ценовых предложений г. Павлодар «06» апреля 2009 года Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара»
Наименование организации и адрес – гккп «Детская музыкальная школа №1 им. Курмангазы г. Павлодара», ул. 1 Мая,33
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzgov.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы