Развитие компетенций субъектов образовательного процесса icon

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса



НазваниеРазвитие компетенций субъектов образовательного процесса
Дата конвертации21.11.2012
Размер80.31 Kb.
ТипДокументы
источник

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса

Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса

Лапусева Г.П.

ГУ СОШК № 19

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА


Одним из показателей уровня цивилизации, культуры и духовности общества является отношение людей к театральному искусству. В эстетическом отношении учащихся к искусству театра очень четко проявляется его специфичность к явлениям жизни и искусства. Цель создания театральных отделений в условиях дополнительного образования на основе компетентностного подхода – развитие творческих способностей средствами театрального искусства. Постижение театрального искусства является одним из самых глубоких способов развития личности человека. Исходя из опыта работы в период 1998-2008 уч.г с младшим театральным коллективом в Центре одаренных детей «Гармония» занятия проводятся по авторской программе с 1-11 классы.

Реализация программы – это не только активизация школьников к искусству театра, но и к искусству вообще, к разным его видам. Известно, что театр – это синтетический вид искусства. Реализация программы – это улучшение психологической атмосферы школьниками и учителями. Так как театр является коллективным видом искусства, то, реализуя программу, мы формируем раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное – понимать своего партнера, развитие фантазии, памяти, внимания, развитие чувства ритма, чувства пространства и времени, чувство слова и других психологических составляющих личности.

Основные педагогические технологии на занятиях театра – игровые, так как основу программы младшего школьного возраста составляют развивающие игры. Цель их введения – помочь детям и учителям в создании психологической комфортной атмосферы занятий, формировать навыки коллективной работы и представления об образе героев в театре. С этой целью организуется работа по развитию у детей интереса и умения оценить точность реализации исполнительского замысла. Игровая позиция педагога на уроке театра способствует созданию творческой атмосферы, обеспечивает гибкость педагогического руководства, причем актерские перевоплащения самого педагога, участие в играх не только в качестве ведущего, но и «рядового» игрока, показ кукольных спектаклей, где все роли исполняет сам педагог, вызывает неизменный интерес школьников к творчеству и всегда связаны с положительными эмоциональными переживаниями, с радостью общения с искусством и желанием попробовать свои силы в том или ином виде творческой деятельности.

Основные направления программы по театру:

- развитие психофизиологического аппарата. Внешняя техника актера, артикуляция, дикция – сценическая речь. Предмет «Сценическая речь» органически связана со всей системой эстетического воспитания и преподается в тесном контакте с такими практическими дисциплинами как «Сценическое действие»; «Художественное слово»; «Основы театральной игры»; Работа над выработкой правильного дыхания, над артикуляционным аппаратом, работа над дикционным аппаратом, работа над дикционной чистотой, работа над правильным произношением. В основу обучения искусству «Сценической речи» положены методические разработки К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, а также теоретические и практические работы советских филологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов;

- сценическое движение. Развитие двигательно-музыкальных навыков.

«Тренинг физического аппарата». Выработка мышечного контролера. Тренировка упражнений на развитие координации движения. Тренировка музыкальности и ритмичности;

- развитие творческих навыков мышечного внимания – совершенствование мышечно – двигательных восприятий (кинетических) тренинг мышечного контролера, мыслительных действий, работа с воображаемыми предметами;

- развитие психологического аппарата. Внутренняя техника актера. Этюды (придуманные истории) «Знакомство с театральными этюдами». Упражнения на наблюдательность, на память, физического действия, на внимание. Фантазирование по картинам (определение предлагаемых обстоятельств, конфликтной ситуации. События. Упражнения на развитие воображения и фантазии);

- общеэстетическое развитие. Этика творчества. Воспитание творческой личности. «Театральные конкурсы и викторины. Усвоение понятий этюд, воображения, фантазия, действия, внимания, предлагаемые обстоятельства, конфликт, события».

Есть распространенное выражение: «Талант – это труд». Но ведь очень способному, талантливому человеку успехи даются легче, чем менее способному! Это выражение можно понимать только так: даже талант не создаст ничего выдающегося, если не будет упорно трудится. Но если таланта нет, труд в лучшем случае создает мастерство.

Если понимать способности как качества, открывающие путь к творчеству, то нужно помнить, что какая-то доля творчества присутствует в любой профессии, в любом человеческом действии, выходящем за границы «задолбленного» навыка. Вопрос состоит в том, какова эта доля. На каждом шагу мы сталкиваемся с новыми для нас задачами, находим пути их решения. Но чаще всего это новое только для нас, когда же оно представляет ценность для общества, мы говорим о творчестве в собственном смысле слова. Но одно не отделено от другого китайской стеной. Люди, которых мы называем способными, талантливыми и даже гениальными, не наделены какими-то сверхъестественными качествами, которых нет у других. Они только ярче обнаруживают присущие в той или иной мере всем людям творческие способности. И без выявления того, что такое способности к разным видам деятельности «в их общем выражении», мы никогда не поймем случаев выдающегося развития способностей.

Приступая к выявлению способностей, мы сталкиваемся с задачей огромной сложности, поскольку деятельность многообразна, и каждый её вид осуществляется с помощью сложного комплекса способностей. До настоящего времени были сделаны попытки выделить основные способности только к отдельным видам деятельности – описать музыкальные, изобразительные, математические, конструктивные, литературные и некоторые другие способности. Но в этих видах деятельности выделено далеко не все, да и то, что выделено, нельзя считать вполне бесспорным. Одна из общих черт, объединяющих любые способности, состоит в том, что все они – ориентировочные действия, которые обеспечивают в каждом случае отбор и применение необходимых знаний и умений для решения новых задач.

Способности и умения тесно связаны между собой. Одно без другого просто не существует. Но равновесие может нарушаться. Если мало умений или они не совершенны, способности становятся бескрылыми – им не из чего «выбирать» и нечего «применять». Если слабы способности, умения годны только на то, чтобы повторять выученные уроки. Это – вариант ремесленника. И только богатство обоих составляющих деятельности (плюс увлеченность, плюс труд) дает обществу талантливых и гениальных людей.

Мы можем изучать способности только в связи с тем или иным другим видом деятельности людей. Трудно не увидеть намека на сходство способностей к разным видам деятельности в том, что многие талантливые люди достигают выдающихся успехов одновременно в нескольких областях.

История знает случаи поразительной разносторонности великих людей, охватывающей и научное, и художественное творчество. Один из самых замечательных примеров – Леонардо да Винчи. Гениальный художник, создатель «Монны Лизы», «Мадонны Литы» и многих других бессмертных шедевров, он был ученым и изобретателем, далеко шагнувшим за рамки своего времени. Ему принадлежат проекты летательных аппаратов, схемы землеройных машин, разработка ряда физических задач. Леонардо да Винчи изобрел шарикоподшипник почти за 400 лет до того, как он нашел широкое практическое применение. Интересно, что и в саму живопись Леонардо внес научный подход, занимаясь разработкой теории перспективы. Недаром авторы фантастических рассказов любят изображать этого удивительного человека то ли пришельцем из будущих веков, то ли посланцем инопланетной цивилизации.

Знаменитый поэт Вольфганг Гете был крупным государственным деятелем и выдающимся естествоиспытателем, автором работ о цветах спектра и других физических явлениях.

В наше время подобная разносторонность встречается значительно реже – сказывается расчленение наук, «информационный взрыв», обрушивающий на ученого лавину знаний, которые нужно переварить. Чаще всего даже самый талантливый человек не выходит всерьез за пределы своей профессии – просто не хватает времени. Однако можно назвать и некоторых наших современников, обнаруживающих талант в разных видах деятельности (хотя и не в масштабах Ломоносова или Леонардо да Винчи). В Рооссии широко известен профессор Н.М. Амосов – крупный хирург, писатель, кибернетик и конструктор, работающий над моделью искусственного разума. Два известных зарубежных писателя – Чарльз Сноу и Айзек Азимов – являются серьезными научными работниками.

Конечно, все эти примеры еще ничего не решают. В самом деле, неизвестно, действительно ли в приведенных случаях имеются разные проявления одних и тех же способностей или же некоторые люди, как обычно говорят, особенно «щедро одарены природой».

Есть, однако, и другое основание считать, что многие способности не так уже жестко приручены к какой-либо одной профессии. Эти основания коренятся в сходстве требований, предъявляемых к человеку разными видами деятельности.

Несомненно, научиться пользоваться художественно-эстетическими способностями – значить овладеть разными видами деятельности в сфере искусств. И общий закон образования художественно-эстетических способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

А пока «педагогика способностей» находится в «колыбели», педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обучения – того самого, при котором дети усваивают знания и умения, а формирование способностей выступает как косвенный результат. Все более важное место занимает в исследованиях вопрос, как увеличить развивающий эффект обучения, то есть как целенаправленно развивать художественно-эстетические способности.

Чтобы обучение было развивающим, оно должно обязательно включать деятельность самого ученика с изучаемым материалом. И задача педагога – не только и не столько излагать и объяснять, сколько организовывать творческую деятельность детей, руководить ею.

В Центре одаренных детей «Гармония» педагогический коллектив занимается разработкой нового метода обучения, который получил название проблемно-эврестического или исследовательского. Уже само название метода говорит о том, что он имеет в виду организацию художественно-эстетической деятельности учащихся, в ходе которой они сами как бы вновь открывают законы, правила, способы решения творческих задач.

Теперь нам понятно, что степень развития художественно-эстетических способностей у разных людей, занимающихся одной и той же деятельностью, оказывается разной в силу того, что, овладевая деятельностью, каждый ребенок сам «открывает» таящиеся в ней способности.

Театр детей – это театр живой импровизации, невозможной без достаточного высокого творческого уровня участников и учащиеся на удивление быстро достигают этого уровня.

Исходя из вышесказанного, для педагогов театральных дисциплин, работающих в условиях дополнительного образования на основе компетентностного подхода вытекают следующие рекомендации:

  1. Представить себе, что на месте ученика я сам, мой ребенок, мои близкие

  2. Организовать на уроках театра деятельность подлинную, внутреннюю, а не внешнюю. Говорить и слушать не так интересно, как делать самому.

  3. Любить импровизацию, готовить её, намечая много вариантов пути и радуясь неожиданностям.

  4. Радостно узнавать новое вместе с учениками и даже благодаря ученикам.

  5. Не обижать Моцарта, слушать его внимательно, приручать творчески мыслить.

  6. Простить, себе, что ты – не идеальное существо, а живой человек с разнообразными эмоциями. Заодно простить то же самое ученикам

  7. Вздохнуть с облегчением, поняв, что я не несу ответственность за все на свете. Мой ученик – личность. У него есть родители. А я – один из многих учителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю.Борев «Эстетика».

  2. К.С.Станиславский «Полное собрание сочинений».

  3. Г.Толстоногов «Беседа с коллегами», «Зеркало сцены», «Круг мыслей».

  4. В.И.Немирович – Данченко «О творчестве актера».



Похожие:

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие компетенций (компетентностей) субъектов образовательного процесса
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие компетенций субъектов образовательного процесса
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие компетенций субъектов образовательного процесса
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие компетенций субъектов образовательного процесса
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие компетенций субъектов образовательного процесса
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconМоего выступления «Развитие социально культурологической компетенции субъектов образовательного процесса в урочное и внеурочное время»
Формирование компетенций субъектов образовательного процесса; воспитание младших школьников через технологии личностно-ориентированного...
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие субъектности участников образовательного процесса
Формирование социальных и коммуникативных компетенций, как условие развития субъектов образовательного процесса
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconРазвитие компетенций и компетентности субъектов образовательного процесса
Технологизация учебно – воспитательного процесса в условиях компетентностного подхода
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconКудрявцева Елена Александровна кгу «Школа-гимназия №38» развитие субъектов образовательного процесса через формирование коммуникативных компетентностей на урок
Коммуникативные компетентности субъектов образовательного процесса Направление оэр школы: педагогический менеджмент в школе как условие...
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса iconПортфолио учителя. Развитие компетенций учителя, совершенствование профессионального мастерства, систематизация работы субъектов образовательного процесса
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzgov.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы