Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии icon

Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии



НазваниеТворческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии
Дата конвертации14.11.2012
Размер86.25 Kb.
ТипУрок
источник

Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса.


Ищенко Т.И.

КГУ «Средняя школа-комплекс № 19»

акимата г. Усть-Каменогорска

ТВОРЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОМПАНИАТОРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ.


Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан в рамках Послания Президента Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2012 предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально - компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Эстетическое воспитание направлено на развитие творческих способностей учащихся. Творческая личность – важнейшая цель процесса обучения. Без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

В средней школе - комплекс №19 особое внимание уделяется предметам эстетического цикла. Наряду с общеобразовательными учебными предметами эстетического цикла, такими как ИЗО и музыка, в школе - комплекс ведется предмет хореография.

Хореография сочетает в себе два вида искусства - музыку и танец, и потому на занятиях хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (аккомпаниатор).

Как показывает анализ деятельности аккомпаниаторов, специфика  аккомпаниаторов хореографии представляет собой весьма  ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе педагогов-хореографов. Недаром искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента» и Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе».

Аккомпаниаторов именно хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А  ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике. Творческая атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям.

Работа аккомпаниатора хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной тематики и ее хореографической специфики.

Музыкальная специфика аккомпаниатора хореографии средней школы-комплекс № 19 строится на параллельном изучении специфики хореографического искусства.

Потому как, во-первых, аккомпаниатору просто необходимо владеть терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому аккомпаниатор должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например,  Plie, Demi  plie, Grands  plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4).

Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – уметь соотносить это упражнение с музыкальным материалом, т.е.  уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в  том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какую-либо часть упражнения отдельно. И для этого необходимо знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

В-третьих, особенность работы аккомпаниатора хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, изучается специфика народно-сценического танца, модерна, современного танца. А так же изучаются возрастные особенности  детских групп.

В-четвертых, играя, аккомпаниатор должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Работа аккомпаниатора в средней школе-комплекс № 19 включает в себя творческую и педагогическую деятельность. Особенностью данной деятельности является работа с детьми разного возраста и физического развития, а так же с педагогами разных танцевальных направлений - народного, классического и современного танца. Педагогическая сторона деятельности отчетливо проявляется в работе с учащимися хореографических классов.

В основе исследования выбора эффективных методов работы аккомпаниатора лежит понятие особенности внимания. Внимание  аккомпаниатора – многоплоскостное. Оно распределятся не только на нотный стан, но и на танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.   

Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности.

Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, что бы учащийся ни делал, упражнение или танец, мы стараемся подбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.   Наш опыт работы позволяет утверждать, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается детьми.

С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбирается музыка с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие. Учитывая, что дети младшего школьного возраста любят все сказочное, волшебное, мы используем мелодии из сказок, мультфильмов, детские песенки.

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности, подросток претендует на роль взрослого. Значит  необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. И на данном этапе мы включаем музыкальные произведения композиторов Л.Минкуса, Р.Глиэра, Ф.Мендельсона, Ф.Шумана, Д Шостаковича, Д.Верди, С. Джоплина, Р.Паулса, Ю.Саульского, А Рыбникова, А Хачатуряна

Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью, так как правильно подобранная музыка становится содержанием духовной жизни, средством индивидуального и коллективного творчества, самовыражения учащихся.

Во время исполнения мы так же учитываем и разные физические способности учащихся. Особенно это важно с детьми классов инклюзивного обучения, где имеет место нарушение в развитии физических качеств и координационных способностей детей и вполне может возникнуть проблема темпового соответствия ритмического исполнения и его музыкального сопровождения.

Особенности учебно-воспитательной работы с детьми ограниченных возможностей здоровья требуют особого внимания. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для детей. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого ребенка. Подбирая музыкальный материал к занятиям с данной категорией учащихся, мы всегда учитываем их индивидуальные особенности. В целях развития учебно-познавательной компетенции вся система обучения детей данной категории строится на стимулировании различными способами интереса к познавательной и оздоровительной деятельности.

Какова же роль аккомпаниатора в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное?       

Первостепенной задачей аккомпаниатора на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально - ритмические движения это вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально - ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

* обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;  

* усвоение музыкальных знаний;

* формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкальное оформление прививает учащимся эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям. А если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе, чувство удовлетворенности от достигнутых успехов и развивает эстетическую компетенцию.

Главная идея компетентностного подхода состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.

Компетентный ученик в сфере искусства должен быть: образованным, воспитанным, культурным, деловым, развитым, гуманным, самостоятельным, физически развитым и обладать широкими знаниями и умениями в области искусства.

Таким образом, анализируя творческую и педагогическую деятельность аккомпаниатора на уроке хореографии, можно отметить, что в КГУ СШК № 19 много времени уделяется развитию предметной и личностной компетенций, то есть приобретению и усвоению разнообразных знаний по музыкальному, хореографическому искусству и в области сохранения и укрепления здоровья. Компетентностный подход очень ярко проявляется в оценке результатов обучения, позволяющий объективно оценить уровень развития его творческих способностей и уровень компетентности обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности.

Ярким показателем высокого уровня развития эстетической компетенции являются конкурсы и концертная деятельность: именно на сцене учащиеся показывают результаты общего труда хореографа и аккомпаниатора. Учащиеся хореографических коллективов нашей школы принимают активное участие в культурной жизни города, с большим удовольствием выступают на городских танцевальных площадках на праздничных концертах.

Наши хореографические коллективы «Непоседы», «Веселые человечки», «Веснушки» ежегодно участвуют в городских и областных конкурсах. Результатом успешной деятельности являются призовые места на городских конкурсах хореографических коллективов «Ритмы танца»:

1 место - 2009 год

3 место - 2010год

Гран - при - 2011год

В заключение мы хотим сказать, что творческий подход аккомпаниатора на занятиях хореографии способствуют развитию у учащихся умения слушать музыку, прививают любовь к музыкальному движению. Воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира. Способствует желанию у учащихся черпать в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество, развивает творческие способности и эстетическую компетенцию.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб: Издательство «Лань», 2001

2. Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного бального танца. Программа для преподавателей дошкольных учреждений дополнительного образования и школ эстетического и физического воспитания. – Пермь, 2001

3. Звездочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры. – Ростов н/Д: «Феникс». Серия «Учебники и учебные пособия», 2003.

4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1980

5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2.

6. Мироедова М.И. Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии. //Дополнительное образование, 2000. № 9.

7. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово - Чепецк, 2006.



Похожие:

Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
Исследовательская деятельность учащихся и педагогов как условие развития способностей субъектов образовательного процесса
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconВнедрение информационно-коммуникационных технологий как средство развития способностей учащихся на уроках биологии
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconТрофимова Светлана Владимировна
Модернизация образовательного процесса, как фактор развития способностей учащихся и педагога и становление их субъектности
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconАктивные методы обучения на уроках истории как один из факторов развития учебно-познавательной компетенции учащихся актуальность темы
Технологии деятельностного типа на уроках общественных дисциплин как средство развития ключевых компетенций учащихся
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconРазвитие математических способностей на уроках математики у учащихся начального звена
Развитие способностей педагогов и учащихся как субъектов образовательного процесса в условиях современного педагогического менеджмента...
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconЗавьялова Ольга Станиславовна гу «Средняя школа» №39 развитие творческих способностей учащихся на урок
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изо и во внеклассной деятельности
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconПроблемное обучение как средство развития учебных способностей на уроках литературного чтения
Методы проблемного обучения как условие развития умений в анализе литературного произведения
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconИвачева Нина Степановна учитель технологии гу «Средняя школа №26» эффективность развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность на урок
«творческие способности». Признаки и критерии творческой деятельности. Целесообразность и эффективность использования метода проектов...
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconВозможности проблемного обучения в развитии учебных способностей младших школьников на уроках познания мира
Проблемное обучение, как средство развития учебных способностей младших школьников на уроках познания мира
Творческие и педагогические аспекты деятельности аккомпаниатора как фактор развития эстетических способностей у учащихся на уроках хореографии iconФормирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzgov.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы