Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение icon

Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение



НазваниеМетодические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение
Дата конвертации28.10.2012
Размер263.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Методические рекомендации

к изучению русской словесности


в 5 классе.


Учитель ОСШ № 16

Репина О.А.


Введение


В пятый класс из начальной школы ученики приходят с определенными знаниями и умением бегло читать, пересказывать, отвечать на вопросы. Но анализировать художественное произведение ученики еще не умеют. Учитель словесности сталкивается с проблемой: как, опираясь на полученный багаж знаний в начальной школе, научить пятиклассников грамотно анализировать произведение. Перед учителем возникают сложные задачи: научить раскрывать образы литературных героев, определять авторскую позицию, идею художественного произведения, жанровое своеобразие, композиционные части; обучить сложным терминам и т.д. При выполнении этих задач учитель всегда думает о том, как пробудить интерес к чтению, сделать его не скучной обязанностью, а радостным увлечением, закладывающим определенные нравственные качества, вырабатывающим эстетический вкус.

Данные методические рекомендации помогут учителю успешно организовать учебный процесс, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать творческие способности.

При составлении методических рекомендаций учитывалось и то, что однообразие утомляет школьников. Поэтому учителю предложены разнообразные виды работ.

В разделе «Некоторые методические рекомендации к урокам как один из путей развития познавательной активности» предложены приемы и формы построения уроков с учетом современных требований:

- повышения мотивации,

- создания комфортных условий,

- научности,

- доступности и наглядности,

- самостоятельности,

- творческого подхода.

В качестве примера предложены нестандартные уроки: суд (изучение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»), пресс-конференция на тему «Вековечная правда» (изучение сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Наглядно представлена организация работы в группах. Показаны приемы изучения и применения сложных теоретических терминов при анализе произведения.

В разделе «Словарь» подобраны термины, необходимые для изучения вышеуказанных тем.

В разделе «Приложение» помещены схемы, алгоритмы, карточки с различными заданиями, предполагающими не только получение знаний, но и обмен мнениями, развивающими способности, умение мыслить, вырабатывающими вкус к художественному слову.

Данные методические рекомендации – это не готовый рецепт, а помощь педагогу, стремящемуся заинтересовать своих учеников, пробудить в них желание к дальнейшему самообразованию.

^ Изучение былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник».

На первом уроке необходимо познакомить учеников с видами былин, миром былин, героями, былинным стихом, особой формой исполнения (речитативом); закрепить термины: гипербола, антитеза, сравнение, эпитет, былина. Новые термины ученики записывают в свой словарь (см раздел «Словарь»). Учитель читает и комментирует былину, подчеркивая отличие былин от сказок. Ученики учатся читать былину речитативом.

На втором нестандартном уроке «Суд над литературным героем» учитель помогает раскрыть образ литературного героя, Ильи Муромца, затем – Соловья Разбойника, идею былины. К уроку учащиеся готовятся самостоятельно, получив задания на первом уроке. Задания сгруппированы, ученики выбирают, в какой группе они будут работать. Учитель помогает ученикам определиться, учитывая уровень усвоения материала и интерес детей.

1 группа «Обвинители». Ученики получают задание найти в тексте цитаты, которые могут быть использованы против главного героя черной силой.

2 группа «Адвокаты» готовят доказательства того, что Илья Муромец совершает подвиги во имя Земли Русской, защищая народ; также подбирают эпизоды для пересказа о Соловье Разбойнике, готовят сообщение по статье учебника «Герои былины» (стр.58-59).

3 группа «Судьи» во время урока- суда трудятся над созданием творческого вывода- решения на тему «Слава великому русскому богатырю».

Урок начинается с постановки цели и фронтального опроса по теоретическому материалу о былинах. Целесообразно урок построить так, чтобы после каждой обвинительной цитаты ученики-«адвокаты» ее опровергали, раскрывая образы главных героев. В помощь группе «обвинителей» можно предложить вопросы, которые помогут найти в тексте обвинительные цитаты:

  1. Найти в тексте эпизод, где Илья Муромец отказывается быть воеводой.

  2. Подчеркнуть в тексте эпизод, где богатырь бьет плеткой своего коня и т.д.

1. стр. 61.

Выходили мужички да тут черниговские

И отворяли- то ворота во Чернигов- град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит – то им Илья да таковы слова:

« Ай же мужички да вы черниговские!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою…

Черная сила может обвинить главного героя в заносчивости, в том, что он, обидев мужиков, отказался быть воеводою.

2. стр.62.

Ай как старый – то казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, да таковы слова:

« Ай ты, волчья сыть, дай травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не мощь?

Что ты на корзни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырских?»

Используя данную цитату, можно обвинить богатыря в жестоком обращении со своим конем, который был ему верным другом и помощником.

  1. стр. 62

ЗасвисталДай лазуревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле приклонилися.


Злобная сила может обвинить Илью Муромца в том, что он спровоцировал Соловья, который своим свистом нанес вред окружающей среде.


4. Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!

Засвищи-тко ты во полсвисту соловьего,

Закричи-тко ты во полкрику звериного…


От его от полсвисту соловьего,

А что есть-то людушек, так все мертвы лежат.


По вине Ильи Муромца в Киев-граде погибло множество людей, т.к. богатырь приказал Разбойнику засвистеть по-соловьему.

5.стр.66

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.


Можно обвинить в жестокости, в том, что он совершил убийство.

Если группа учеников-«адвокатов» недостаточно полно раскрывает образы героев, опровергая обвинения, учитель комментирует, задает вопросы, цитирует былину.

Следующий этап урока посвящается творческому выводу учеников-«судей» и работе над художественным словом. Ученики находят в былине эпитеты, которые показывают отношение народа к герою («удаленький, дородный, добрый молодец»); определяют роль сравнений в былине («Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона»); гипербол («его добрый конь да богатырский с горы на гору стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал»).

Урок завершается выводом учеников о том, какими предстают перед читателем былинный великорусский богатырь и его враги. В результате ученики должны понять идею произведения – призыв к единству Русской земли.

Необходимо обратить внимание на разработку словаря терминов для анализа былины (см. раздел «Словарь»). Для полного раскрытия образа героев можно предложить ученикам схему-план характеристики героя №1 (см. раздел «Приложение»).


^ Изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

На первом уроке ученики узнают историю создания произведения, которое было написано в 1945 году. Учитель знакомит со своеобразием жанра произведения. В сказке-были « Кладовая солнца» воплотилась мечта о современном человеке, живущем в полной гармонии с природой.

В форме теоретической разминки необходимо повторить термины: образ литературного героя, портрет, авторская позиция, пейзаж. А также пятиклассники знакомятся с понятием «внесюжетный герой» (см. раздел «Словарь»). Учитель организовывает чтение 1, 2, 3 глав произведения, предложив делать в тексте пометки: П - портрет литературного героя, В – внесюжетный герой, ? – возник вопрос, ! – это интересно. Сделанные учениками пометы обсуждаются коллективно. Учитель корректирует работу, дополняет ответы. Эта форма работы всегда интересна ученикам, она повышает мотивацию учеников к более вдумчивому чтению.

На втором уроке «Мужичок в мешочке» и «Золотая курочка» можно организовать работу в группах. Задания записаны на доске. Познакомившись с ними, ученики выбирают группу, в которой хотели бы работать.


Группа 1 получает задания:

1. Найти в тексте пометку «портрет», выразительно прочитать, ответив на вопрос: помогает ли портрет в раскрытии образов Насти и Митраши.

2. Опираясь на схему – алгоритм №1 «Характеристика литературного героя» (см. раздел «Приложение), раскрывают образы Митраши и Насти.


Группа 2 выполняет задания:

  1. Раскрыть образы главных героев по схеме-алгоритму и дать оценку поступкам героев, отметив положительные и отрицательные стороны.

  2. Показать цитатами из текста отношение автора к героям


Группа 3 Задания:

  1. Создать портрет внесюжетного героя, отца Насти и Митраши.

  2. Ответить на вопрос: какую роль играет внесюжетный герой в произведении.

  3. Ответить на вопрос: какой совет мог бы дать отец детям во время ссоры на болоте и после возвращения из леса (анализируя поступки главных героев).

На работу в группах на уроке отводится 10-12 минут, 5-7 минут – на ответы спикера группы. Вопросы учитель записывает на доске или на карточках. В оставшееся время ученики формулируют заключительный вывод по уроку. Учитель проводит рефлексию.

Третий урок «Царица Природа» лучше всего начать с выставки иллюстраций картин Левитана и рассказа о том, как художник часами мог бродить по лесу, разговаривая с деревьями. Это поможет ученикам создать в воображении образ могущественной природы, частью которой является и человек. Целесообразным будет повторение терминов: «пейзаж, олицетворение, сравнение, эпитет, метафора» (см. раздел «Словарь»).

Работу с текстом учитель организовывает в группах, оформив задание на карточках №1, №2, №3 (см. раздел «Приложение»), где указаны страницы эпизодов для анализа, вопросы. Пятиклассники самостоятельно находят ответы, высказывают свою точку зрения, аргументируют, приходят к единому мнению и формулируют итоговый ответ-вывод.

Выполняя задания карточки № 1, пятиклассники находят олицетворения и сравнения: «бекас - небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька», «белая куропатка, как будто ведьма, хохочет», «ветер принес два семечка», « стволы тянулись, стараясь обогнать друг друга», «злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их», «деревья стонали, выли», «деревья зарычали, завыли, застонали» и т.д. Работая над заданиями карточки №2, ученики должны увидеть, что изобилие олицетворений не случайно. Природа здесь показана живой, могущественной, прекрасной, а дети попали в ее волшебное царство.

Природа предупреждает Митрашу об опасности: «кочки под ногами становились полужидкими» (стр. 103 гл. 8) , «очень волновались старушки-ели, пропуская между собой мальчика» (стр. 104), «высокая сладкая трава белоус… можно было далеко вперед себя понять, где проходит тропа человеческая», «…Дрон –тон!- крикнул сторожевой ворон» ( стр. 105) и т.д.

Работа в группах по карточкам №1, №2 позволит ученикам определить роль художественно-изобразительных средств в пейзажных эпизодах-зарисовках, поможет оценить щедрый дар природы – кладовой солнца Блудова болота, увидеть красоту, силу и мощь природы, частью которой является сам человек. Учитель, направляя работу учеников группы №3, ставит цели:

1.Развивать умение синтезировать добытые знания.

2.Развивать абстрактное и логическое мышление.

3.Поддерживать, поощрять, развивать креативные способности учеников. На самостоятельную работу по карточкам отводится 10-12 минут, для аргументированного ответа каждой группе отводится 10 минут, 3-5 минут учитель использует для рефлексии и комментария оценок. Четвертый урок. Пресс-конференция на тему «Вековечная правда». Перед началом урока будет уместным напомнить детям о том, что такое пресс-конференция.

Пресс-конференция – собрание представителей органов массовой информации, проводимые официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; встреча с журналистами для беседы и ответов на их вопросы. На этом уроке ученики приходят к пониманию авторской позиции, идеи произведения, которая заключается в принципах «Вековечной правды», стремлении человека жить в любви друг к другу, к природе.

Урок начинается с чтения эпизода «Вековечная правда» со слов «… не пора ли сказать …» (стр. 118 гл.9). На этот вид работы отводится 5 минут. Анализ произведения можно построить в форме коллективного обсуждения по вопросам:

  1. Что такое «вековечная правда»?

  2. Почему «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь названа автором «человеческой правдой»?

Далее учитель записывает эпизоды, необходимые ученикам для подготовки вопросов и ответов:

1. «Травка спасает Митрашу» (стр. 116-118).

2. «Настя горстями собирает клюкву» (стр. 110-111)

3. «Клюква для ленинградских детей» (стр. 119)

Учитель организовывает работу в группах. При формировании групп учитывается интерес школьников к определенной теме.

Темы также записываются на доске:

  1. Психологическое состояние человека.

  2. Характер человека.

Первая группа будет отвечать на поставленные вопросы. Это Настя, Митраша, автор.

Задание:

Прочитать указанные эпизоды, подготовить ответы на предполагаемые вопросы, ориентируясь на темы, записанные на доске, выделив основные мысли фрагментов.

Вторая группа представляет журналистов из психологического журнала «Наши чувства»:

Задание:

Подготовить вопросы, которые затрагивают душевное состояние человека, его чувства, переживания, настроение, опираясь на указанные эпизоды.

Третья группа представляет корреспондентов газеты «Человек».

Задание:

По указанным эпизодам подготовить вопросы, которые помогут раскрыть характер человека, живущего по принципам «вековечной правды», т.е. по законам любви, дружбы, взаимопонимания.

Распределение времени на уроке:

10-15 минут каждая группа выполняет задание самостоятельно, обсуждая и принимая решения. Учитель корректирует работу, оставив по 3-4 интересных вопроса в каждой группе (на усмотрение учеников). 25 минут отводится пресс-конференции. На каждый поочередно заданный вопрос, адресованный Насте, Митраше или автору, отвечает ученик из первой группы, участники которой могут дополнять ответ.


Предполагаемые вопросы второй группы (журналисты ж. «Наши чувства»). Вопросы задают ученикам 1 группы: Насте, Митраше, автору.

Митраше:

  1. Было ли тебе страшно, когда ты увяз в болоте?

  2. Что могло бы произойти, если бы ты запаниковал?

  3. Мечтая о спасении, думал ли ты, что может погибнуть Травка?

  4. Надеялся ли ты на сестру и т.д.

Насте:

  1. Какое чувство ты испытала, столкнувшись с лосем, который смотрел на тебя, как на бездушные камни, не считая человеком?

  2. Почему ты зарыдала, вспомнив о Митраше и т.д.

Автору:

  1. Сочувствовали ли вы своим героям?

  2. Было ли вам в какие-то моменты стыдно за своих героев?

  3. Гордились ли вы поступком Насти, отдавшей целебную клюкву больным детям?


Предполагаемые вопросы третьей группы (корреспонденты газеты «Человек»). Вопросы адресуют 1 группе: Насте, Митраше, автору.

Митраше:

  1. Не считаешь ли ты, что после случая на болоте, тебе нужно что-то в своем характере изменить? Что?

  2. Считаешь ли ты Травку своим другом?

Насте:

1. Что руководило тобой, когда ты отдала клюкву эвакуированным детям? и т.д.

Автору:

1. Поняли ли дети смысл «вековечной правды»?

Урок завершается выводом учеников и оценкой ответов.

К этому уроку учителю необходимо подготовить:

1. Карточки с заданиями для групп.

2. Портрет М.М. Пришвина.

3.Таблички с названием газеты «Человек», журнала «Наши чувства», карточки: Настя, Митраша, автор.

Изучение басен И.А.Крылова.

Целесообразно первый урок посвятить изучению статьи учебника о баснописце (в форме пересказа). Далее необходимо раскрыть значение басни как одного из эпических жанров литературы, познакомить с историей басни, рождение которой относится к 6 в. до н.э. Басню связывают с именем Эзопа, которого легенды рисуют юродивым народным мудрецом в обличии хромого раба, безвинно сброшенного со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывающиеся многими баснописцами - от Федры и Бабрия до Ж.Лафонтена и И.А. Крылова.

На этом уроке нужно познакомить учащихся с терминами: басня, мораль, аллегория (см. раздел «Словарь»), закрепить теоретические знания о сюжете, идее художественного произведения, авторской позиции, композиции, которые в дальнейшей работе помогут понять, что баснописец Крылов видел возможность улучшения жизни народа в нравственном воспитании общества.

2,3 уроки посвящены выразительному чтению и анализу басен. Выразительное чтение будет способствовать четкому представлению школьников о ее композиционных частях. У учащихся сложится эмоциональная оценка произведения. Для анализа басни ученикам можно предложить схему-алгоритм № 2 (см. раздел «Приложение»). Лучше использовать коллективную форму работы, обсуждая, находя ответы. Ученики работают устно, но основные выводы записывают по предложенным пунктам.


^ ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА БАСНИ «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.

  1. Сюжет басни.

Завязка:

«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».

Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:

«…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

Развязка:

«Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам на стр.86. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:

  1. Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.

  2. Какова истинная цель героев?

  3. Что раздражает и злит Волка?

  4. Кто побеждает в споре?

  5. Почему Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?



^ ВОЛК ЯГНЕНОК

  1. Сильный, злобный, жестокий, 1. Маленький, беззащитный,

непорядочный, бессовестный, наивный, честный, открытый,

лживый, изворотливый. испуганный, смышленый и т.д

  1. Хочет съесть ягненка, потому 2. Доказывает правоту, Надеется

что голоден. на понимание.

  1. Правдивость ягненка, его на-

ивные и искренние оправдания,

честность.

4. Сбрасывает маску «законности», 4. Побеждает только в словесно

открывая истинную цель. споре.

5. На его стороне власть и грубая сила,

он уверен в безнаказанности.

4.Персонажи Волк и Ягненок не случайно автором написаны с большой буквы. Крылов использует аллегорию-иносказание, подразумевая под этими героями людей.

Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который всегда виноват. Закон на стороне богатых.

5.Мораль басни:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.

6.Авторская позиция выражена в морали, которая является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и могущественным.

6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:

«Молчи! Устал я слушать».

В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.

Работу над басней лучше завершить вопросом: чем басни отличаются от сказок о животных.

Басни «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» ученики анализируют самостоятельно в группах, руководствуясь схемой-алгоритмом. Одну из басен учащиеся заучивают наизусть, готовят иллюстрации к понравившимся басням, составляют кроссворды.

^ Изучение баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Первый урок начинается с изучения статьи учебника о В.А.Жуковском. Учитель дополняет рассказ школьников сведениями о романтизме. Создается словарь терминов к уроку для изучения.

В форме теоретической разминки следует повторить термины: сюжет, композиция, идея, антитеза, эпитет, олицетворение (см. раздел «Приложение»).

Следующий этап урока предполагает выразительное чтение баллады. Эпизод «Вот красавица одна…» учитель читает с зажженной свечой под музыку (фрагмент №9 симфонии Шестаковича). Этот прием позволяет усилить атмосферу таинственности, создать яркую картинку для эмоционального восприятия переживаний и страхов героини. Работа первого урока завершается составлением композиционного плана (можно цитатного):

  1. Сон.

«Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит…»

  1. Пробуждение.

« Ах!... и пробудилась».

Обращаем внимание учеников на то, что большую часть баллады занимает сон Светланы (прием романтизма: нереальная, таинственная обстановка). Опираясь на знания раздела «Обрядовая поэзия», они рассказывают о гаданье героини.

На втором уроке осуществляется работа над текстом произведения. В ходе работы ученики приходят к пониманию идеи произведения, авторской позиции, роли художественно-изобразительных средств.

Обращение к внутреннему миру, переживаниям человека вызвало у Жуковского необходимость поиска художественных средств, способных передать тончайшие движения души. Жуковский использует олицетворения.

Учащиеся в 5 строфе на стр.93 учебника находят олицетворения, объясняя их роль:

Робость в ней волнует грудь…

Страх туманит очи…

Затем самостоятельно находят в произведении олицетворения, комментируя их. Жуковский в балладе использует эмоциональные эпитеты, говорящие не о самом предмете, а о впечатлении, которое он производит: «жуткая тишина», «страшное молчание». Ученики находят эмоциональные эпитеты, комментируя их роль.

Следует обратить внимание школьников на изобилие многоточий в тексте. Ученики должны понять, что не договаривает автор, который будит воображение читателей, давая возможность дорисовать мысленно картины. Далее ученики размышляют над тем, какая деталь должна была им подсказать, что во сне столкновение Светланы с мертвецом закончится благополучно. Для этого необходимо познакомить пятиклассников с пониманием термина «символ» (см. раздел «Словарь»). Таким символом здесь является «белоснежный голубок с светлыми глазами». Голубь - символ счастья, мира, любви, благополучия.

Для понимания идеи произведения ученики в предпоследней строфе находят антитезу:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

Обсуждение лучше организовать по вопросам, подводящим к мысли, что несчастье - это лживый сон, смерть, горе, страдания, страхи, а счастье - любовь, которая ожидает пробудившуюся героиню. Ученики приходят к пониманию основной мысли автора о торжестве любви над смертью. Урок завершается формулировкой идеи баллады. Учитель помогает грамотно ее записать, оформить цитаты, подводит итоги.

^ Урок теории литературы.

Понятие о ритме, рифме и строфе.

На этом уроке ученики осваивают новые для себя теоретические сведения, необходимые для анализа лирического произведения. Учитель знакомит с целями урока. Далее создается словарь терминов к уроку: ритм, стихотворный размер, стопа, пиррихий, строфа, рифма (см. раздел « Словарь».) Ученики записывают эти термины в свой словарь. Урок-тренинг состоит из двух этапов: первый – объяснение учителя, второй – тренировочные упражнения, которые ученики вначале выполняют под руководством учителя, затем самостоятельно. Первый этап объяснение учителя. Для примера учитель на доске записывает строки стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…

Вначале предлагаем разделить слова на слоги и расставить ударения. Далее следует составление схемы и нумерация слогов двух строк.

_ _ _ _ _ _ _ _ _

12 3 4 5 6 78 9

_ _ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7 8

Пятиклассники видят, что это ямб с ударением на четных слогах: _ _

Затем учитель объясняет, как выделить стопы. Первая граница стопы в начале строки, вторая граница после ударного слога, т.к. в стопе – один ударный. Далее считаем количество стоп. Их в данной строке четыре. В каждой из четырех стоп по два слога, а это значит, что

стихотворение написано четырехстопным ямбом, который является двухсложным размером. Далее ученики производят разбивку двух оставшихся строк самостоятельно, используя для образца записанный на доске ход работы.

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

_ _ _ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7 8 9

_ _ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7 8

Учащиеся видят, что третья стопа состоит из двух безударных слогов - это пиррихий. Учитель на этом этапе корректирует работу, помогает, отвечает на вопросы. Второй этап - самостоятельное выполнение разбивки стихотворной строки и определение размера.

Можно предложить ученикам определить стихотворный размер баллады В.А.Жуковского «Светлана». Для этого обратимся к строфе на стр.96


Все утихло… вьюги нет …

Слабо свечка тлится,

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится.

_ _ _ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В стопе два слога. Это двухсложный стихотворный размер – хорей, т.к. ударение на первом слоге и на всех последующих нечетных слогах.

Далее знакомим учеников с понятием «строфа» на практике, объясняя, что самая распространенная строфа состоит из четырех строк. Можно на этих же примерах, можно подобрать другое стихотворение.

Затем ученики под руководством учителя учатся определять рифму стихотворения. Для наглядности лучше на доске или на ярких карточках записать схемы:

АВАВ – перекрестная рифма

ААВВ – парная или параллельная

АВВА _ кольцевая или опоясывающая.

На первом этапе учитель предлагает пятиклассникам тренировочные упражнения. В записанной на доске строфе первую строчку обозначим А и найдем созвучную ей строку: мгновенье – виденье (1 -3); две оставшиеся строки отметим буквой В: ты – красоты (2-4 строчки).

^ А.С. Пушкин «К…»

Я помню чудное мгновенье: А 1

Передо мной явилась ты, В 2

Как мимолетное виденье, А 3

Как гений чистой красоты В 4

Далее записываем на доске получившуюся схему АВАВ. Это перекрестная рифма. Затем учитель читает строфы из стихотворений, а ученики записывают последнее слово каждой строки. Записаны слова: куст – хруст, звон – он. Слово первой строки всегда условно обозначаем буквой А, далее созвучное ему слово «хруст» также обозначаем А, два других слова, созвучных между собой, отметим буквами В. Получилась схема ААВВ. Это говорит нам, что рифма парная (параллельная).

^ Н.Заболоцкий «Можжевеловый куст».

Я увидел во сне можжевеловый куст. А

Я услышал вдали металлический хруст, А

Аметистовых ягод услышал я звон В

И во сне, в тишине, мне понравился он. В

ААВВ – парная (смежная или параллельная).

Второй этап - самостоятельное выполнение тренировочных упражнений. Учитель читает строфу стихотворения ^ Н.Заболоцкого «Воздушное путешествие».

Я посмотрю в окно, и сквозь прозрачный дым А

Блистательных хребтов суровые вершины, В

Торжественно скользя под грозный рев машины В

Дохнули мне в лицо дыханьем ледяным. А

Ученики самостоятельно записывают последние слова в строках, определяют по схеме рифму. АВВА – кольцевая (опоясывающая).

Можно предложить ученикам определить рифму на слух, не записывая слова, а сразу по схеме.

^ Н.Заболоцкий « Весна в лесу».

Каждый день на косогоре я А

Пропадаю, милый друг. В

Вешних дней лаборатория А

Расположена вокруг В

АВАВ – перекрестная.

^ Ф.Тютчев «Полдень».

Лениво дышит полдень мглистый; А

Лениво катится река; В

И в тверди пламенной и чистой А

Лениво тают облака В

АВАВ – перекрестная.

Если кто-то из учеников уже научился определять стихотворный размер и рифму стихотворения, можно предложить стихотворение К.Сучевского для самостоятельной работы. Лучше подготовить карточку с правильными ответами, по которой ученики после выполнения задания могут произвести самопроверку.

К.Сучевский.


Смотрит тучка в вешний лед, А

Лед ее сиянье пьет. А

Тает тучка в небесах, В

Тает льдина на волнах. В

Карточка для самопроверки: Двусложный стихотворный размер – хорей.

Рифма по схеме: ААВВ – парная (смежная или параллельная).

С остальными учениками учитель продолжает тренировку. Каждому ученику дается карточка со схемой и названием рифмы. Учитель читает отрывок из стихотворения, а ученики поднимают необходимую карточку.

М.Ю.Лермонтов «Утес».

Ночевала тучка золотая А

На груди утеса-великана, В

Утром в путь она умчалась рано, В

По лазури весело играя. А

АВВА – кольцевая (опоясывающая).

К.Н.Батюшков «Судьба Одиссея».

Средь ужасов земли и ужасов морей

Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки

Богобоязненный страдалец Одиссей;

Стопой бестрепетной сходил Аида в мраке.

АВАВ – перекрестная.

Учитель делает вывод об уровне усвоения теоретического материала, который впоследствии станет основой для более глубоко и грамотного анализа лирического произведения. Это урок – тренинг, поэтому оценить учеников очень сложно, лучше провести рефлексию.


Словарь.

Аллегория – один из тропов, вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе: крест в христианстве обозначает страдания, ягненок – беззащитность, голубь – невинность и т.д., воплощение какого-либо свойства человеческого характера (трусости хитрости) в конкретном образе животного (зайца, лисы).

Антитеза - противопоставление.

Авторская позиция - отношение автора к героям произведения, авторское понимание жизни и ее оценка.

Былина - жанр русского фольклора; эпическая песнь героического или историко-бытового содержания, повествующая о богатырях и народных героях, отражающая жизнь средневековой Руси.

^ Басня – небольшое произведение аллегорического характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями.

Баллада – (от французского ballada – танцевальная песня) – это лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествующий о трагических, таинственных событиях.

^ Внесюжетный герой – это герой, который не является действующим лицом произведения, но незримо присутствует в нем.

Гипербола - литературный прием, основанный на художественном пре увеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны.

^ Главный герой – персонаж, главное действующее лицо в произведении.

Идея – главная обобщающая мысль или система мыслей в художественном произведении.

Композиция – построение произведения. Сюжетно-композиционные элементы: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Метафора – вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков.

^ Мораль - обязательный элемент басни, расположенный в начале или конце текста. Это нравоучительный вывод.

Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.

Портрет – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.д.). Служит для характеристики персонажа, т.к. между внешним видом человека и его внутренней сущностью обычно есть определенная связь.

^ Пейзаж – изображение в художественной литературе картин природы: является частью изображенного мира литературного произведения.

Пиррихий – двусложная стопа в стихах, написанная ямбом или хореем, состоящая из двух безударных слогов.

Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века. Название его происходит от французского слова romantique, которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное. Обстоятельства, в которых действуют романтические герои, необычны, исключительны, неожиданны.

Ритм – (с греческого « ритм» обозначает « стройность», « соразмерность») повторение, равномерное чередование ударных и безударных слогов.

^ Размер стихотворный – определенный повторяющийся ритм стихотворения _ _ хорей – первый слог ударный, второй – безударный (ударение на нечетных слогах), _ _ ямб – первый слог безударный, второй – ударный ( ударение на четных слогах ).

Речитатив – напевная речь. В строке 12-14 слогов, три главных ударения (реже 4) А то свищет Соловей да по-соловьему.

- - - - - - - - - - - - -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Рифма – звуковое совпадение слогов, находящихся на конце строк. Существует три основных типа рифмовки:

Парная – (смежная или параллельная) по схеме ААВВ, где рифмуются 1 со 2 строки, а 3 с 4;

Перекрестная – по схеме АВАВ, где созвучными являются 1 с 3 строки, а 2 с 4.

Кольцевая (опоясывающая)- по схеме АВВА, где рифмуются 1 с 4 строки, а 2 с 3.

Сравнение - один из тропов, сопоставление предметов или явлений по их сходству. Часто используются обороты со словами: как, будто, словно.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности ( сжатая схема событий от завязки до развязки).

^ Символ - (греч. Simvolon – условный знак) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Стопа – регулярное сочетание ударного слога с безударным. (В стопе только один ударный слог, кроме спондея).

Строфа - группа стихотворных строк, связанная общей системой рифмовки и, как правило, единой интонацией. Самая распространенная строфа из 4 строк (катрен).

Эпитет - художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.


Приложение


Схема –план характеристики героя № 1

  1. Главный или второстепенный герой.

  2. Семья героя. Обстановка, в которой он живет. Общественное положение.

  3. Портрет. Манера поведения.

  4. Речь героя, мимика, жесты.

  5. Поступки героя. Деятельность. Увлечения.

  6. Цели жизни. Взгляды.

  7. Отношение к окружающим. Окружающих к герою.

  8. Отношение автора к герою.



Карточка № 1 («Кладовая солнца»)

ЗАДАНИЯ:

1.Найти в тексте эпизоды со слов: «… лет двести тому назад …» (стр. 260 учебник), « …но бедные птички…» (стр.257 уч.), « … и самец, быстро перебежав …» (стр.262 уч ), выразительно прочитать, подчеркнуть олицетворения, сравнения.

2. Ответить на вопрос: можно ли назвать эти описания пейзажем.

3. Пересказать эпизод « Мы это так понимаем …» (гл. 8 стр. 103 хрестоматии).

Карточка № 2 («Кладовая солнца»)

ЗАДАНИЯ:

1.В указанных эпизодах найти олицетворения, сравнения, метафоры, ответив на вопрос: с какой целью автор использует художественно-изобразительные средства. Эпизоды: «… лет двести…» стр.260, стр. 257, стр. 262.

2. Найти в тексте самостоятельно описания природы, выразительно прочитать. Ответить на вопрос : как природа предупреждает и оберегает детей. Глава 8.


Карточка № 3 («Кладовая солнца»)

ЗАДАНИЯ:

  1. Написать творческую работу исследовательского характера на тему «Почему произведение называется «Кладовая солнца»? В ходе исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Почему Митраше и Насте удалось преодолеть трудности?

2.Всегда ли природа помогала детям?

3. При каком условии природа откроет свои кладовые людям?

4. Какова основная мысль произведения, авторская позиция?


Схема-алгоритм анализа басни № 2


  1. История создания басни.

  2. Сюжет и композиция басни.

  3. Характеристика персонажей.

  4. Роль аллегории в произведении.

  5. Мораль басни.

  6. Идея произведения. Авторская позиция.

7. Речь и интонация. Художественно-изобразительные средства.

Содержание



  1. Введение………………………….. ……………………………………………3

  2. Некоторые методические рекомендации к урокам русской словесности как один из путей развития познавательной активности

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»…………………………...4

- М.М.Пришвин «Кладовая солнца»…………………………………………..6

- И.А.Крылов. Басни……………………………………………………………9

- Баллада В.А.Жуковского «Светлана»……………………………………...11

- Урок теории литературы. Понятие о ритме, рифме и строфе…………….12

  1. Словарь………………………………………………………………………...16

  2. Приложение……………………………………………………………………18

- Схема-план характеристики героя № 1

- Карточка № 1 «Кладовая солнца»

- Карточка № 2 « Кладовая солнца»

- Карточка № 3 «Кладовая солнца»

- Схема – алгоритм № 2. Басни И.А. Крылова


Рецензия

на «Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе по учебнику нового поколения» учителя Репиной О.А., СШ №16 г. Караганды.


Данные методические рекомендации предусматривают современный подход к преподаванию уроков литературы. Одна из перманентных проблем обучения - сохранение и повышение учебной мотивации школьников. Автор учитывает это, предлагая уже апробированные разнообразные формы, методы и приемы работы на уроке.

Серьезное внимание также уделяется урокам теории литературы - эта зона чаще всего «западает» в деятельности учителя словесности. Есть надежда на то, что такой подход не оставит равнодушным, заставит задуматься о более ответственном отношении к языку, его развитию и бережному подходу к языковым явлениям.

В «Методических рекомендациях…» освещен небольшой, но позитивный опыт молодого учителя филологии, стремящегося поделиться наработанным, а также систематизировать его и развиваться дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Рекомендую к опубликованию в качестве одного из компонентов УМК к учебнику «Русская словесность». 5 класс.


Рецензент Томпиева М.И., старший преподаватель кафедры ОГН ПО.




Похожие:

Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconСоставитель: старший учитель, учитель физики Батаева А. С. 2009 г. Пояснительная записка к программе с углубленным изучением физики
Данная программа курса физики по углубленному изучению физики в 9 классе составлено на основе программы Физика, для 8-9 классов общеобразовательной...
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconУрок по русской литературе в 11 классе с использованием интерактивного оборудования. Тема: «Сергей Есенин. Этапы творческого пути.»
Открытый урок по русской литературе в 11 классе с использованием интерактивного оборудования
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМетодические рекомендации по изучению правил дорожного движения в начальной школе
...
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМетодические рекомендации по составлению контента
Методические рекомендации составлены творческой группой под руководством Томпиевой М. И., ст преподавателя кафедры огнпо ипк пгс...
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМинко Светлана Михайловна-учитель самопознания, Железинской осш№2
Специальность: учитель русского языка и литературы, Павлодарский педагогический институт,1988 год
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconПознавательная активность Становление субъект-субъектных отношений
Активизация познавательной деятельности учащихся как средство повышения качества знаний по русской словесности
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМетодические рекомендации по техническому обследованию стационарных компрессорных установок при продлении срока их эксплуатации Введение
Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям...
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМетодические рекомендации по организации работ по адаптации молодых офицеров г. Астана Введение
В настоящее время Республика Казахстан является региональным лидером, как в области экономики, так и в сфере обеспечения военной...
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМетодические рекомендации г. Астана, 2010
Непрерывное профессиональное развитие медицинских работников. – Методические рекомендации. – Астана. – 2010. 31с
Методические рекомендации к изучению русской словесности в 5 классе. Учитель осш №16 Репина О. А. Введение iconМетодические рекомендации по эксплуатации буровых насосов и их обвязок; 4 Методические рекомендации по освоению скважин азотом
В соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан «О порядке утверждения нормативных актов и согласования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzgov.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов